КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Нижегородский областной драматический театр открыл сезон водевилем «Лев Гурыч Синичкин». Мне довелось побывать на представлении.

О чем в водевиле речь? Герои сюжета — Лев Гурыч и его дочь Лиза — провинциальные актеры. Юная девушка, талантливая и красивая, страстно желает быть актрисой. Но не просто попасть на сцену. И все мысли отца — о том, как вывести Лизу на сцену, добиться славы и состояния. Для этого надо найти театр, который предоставит ей дебют. Так все начинается.

Сразу скажу: спектакль вызвал у меня противоречивые чувства. С одной стороны, Лев Гурыч делает доброе дело — пробивает дорогу талантливой дочери, и зрители сочувственно относятся к его хитроумным, иногда доходящим до подлости поступкам. Его проделки смешат. Но с другой стороны… В душу закрадывается сомнение: а прав ли герой? Лиза молода, ей всего шестнадцать. Она слепо верит во все, что делает отец. Не станет ли Лиза, созрев физически и духовно, второй Раисой Минишной Сурмиловой — порочной, не признающей за людей тех, кто не так одарен, как она.

От действия к действию исполнители плетут характеры персонажей.

Синтетическое слияние происходящего на сцене с музыкой, танцами и куплетами — характерная черта водевиля. Отдам должное исполнителям, они и как вокалисты — молодцы.

Александр Баханович, исполняющий роль Льва Гурыча, захватывает внимание зрителей с первого шага на сцене. Лев Гурыч — немного странный, все предвидящий, постоянно ищущий, пытающийся изменить сложные ситуации в свою пользу. Актер играет с наслаждением. Он точно изобразил своего героя: этакий мужичок-простачок, смышленый, лукавый, плутоватый пройдоха. Всегда недоверчивый, никогда не выказывающий ума, прикидывающийся простачком. Иногда нарочитая наивность Льва Гурыча доходит до глупости. От него веет самобытностью русского характера. Он умен, дерзок. Но он — и любящий отец, предан театру, актерам. А.Баханович виртуозно плетет руками Льва Гурыча паутину-интригу, в которую попадают князь Ветринский и граф Зефиров. И не только они. По сути, все действующие лица втянуты в водоворот событий. Лизу играют две актрисы: И.Аввакумова и Н.Файзуллина. Мне удалось увидеть в этой роли только И.Аввакумову.

Лиза — красивая девушка, порой плутовато-наивная, как отец. В юном, звонком, ласковом голосе Лизы есть нечто трогательно-чистое и по-детски взволнованное. Ее глаза внимательно всматриваются в мир, полный тайн и загадок. Этот мир ей хочется понять и завоевать. Ее мечты и помыслы об одном — получить дебют и стать знаменитой и состоятельной актрисой. Все в ней прелестно: походка, движения, юная женственность и сама молодость. В Лизу влюбляется князь Ветринский. Да и немудрено — она покоряет красотой и непосредственностью.

По ходу действия Лиза нет-нет, да и покажет остренькие зубы и упрямство. А когда цель достигнута, и Лиза со слезами на глазах радостно восклицает. «Папенька!» — на сцене стоит надменная, со вкусом одетая красавица с высоко поднятой головой и взглядом поверх людских голов. Ба! Как она похожа на Раису Минишну Сурмилову — провинциальную приму.

Раису Минишну играет А.Доронина. Актриса легко движется, показывая, что осень для ее героини еще не наступила. Около Сурмиловой всегда крутятся люди, угождая ее капризам. Когда Синичкин просит помочь устроить дочь, она покровительственно, с оттенком превосходства говорит: «Хорошо, будет шлейф носить за мной».

Сурмилова считает себя талантливой актрисой, тяжесть провинциальной славы мешает ей быть простой и доброй, в душе иссякло сострадание. Тщеславие порабощает ее. Она мгновенно переходит от одного душевного состояния к другому, А.Доронина делает эти переходы легко и красиво. Она иногда добавляет к портрету героини едва заметные штрихи, не предусмотренные сюжетом.

Князя Ветринского блестяще играет М.Солнцев. Шаг за шагом актер приподнимает маску персонажа, показывая пустоту и легкомыслие избалованного вельможи. Особенно хорошо М.Солнцев показал, как князь, встретив препятствие — неподкупность Лизы, пытается ее заинтриговать и, когда это не помогает, гневается. Граф Зефиров в исполнении К.Алексеева получился таким, каким сделало его время. К.Алексеев умеет хорошо оттенять сладенькие и пустые обещания графа, подчеркивает его внешнюю важность. Тот ради престижа делает актрисам мелкие подарки, дает угощения. А узнав, что у Сурмиловой любовник, сразу говорит Синичкину: «Передаю роль вашей дочери. Раисиной ноги в моем доме больше не будет!»

Опытный и смекалистый содержатель провинциального театра Пустославцев (А.Салтыков) хорошо знает, с кем и как говорить. Порой считает себя богоравным. Когда Синичкин просит Пустословцева, чтобы Лиза сыграла главную роль, с лица содержателя театра слетает маска добродушия, оно становится каменно-неприступным, Пустославцев говорит: «Я убью этого человека!» Позже хитрый Синичкин расхвалит достоинства и талант Пустославцева. И тот самовлюбленно и с удовольствием восклицает: «О»!

Драматурга Борзикова А.Наумов играет с некоторой долей снисходительности к его слабостям. И зрители с удивлением обнаруживают, что Борзиков по характеру сродни Пустославцеву. Правда, не родной брат, но двоюродный — точно.

Водевиль в режиссуре В.Т.Арсеньева нов и неожиданен, и вызывает неподдельный интерес. Почти каждый зритель — потенциальный актер, и, сидя в зале, живет страстями героев. Виктор Тимофеевич сумел сохранить национальный колорит спектакля. Умело, талантливо и ненавязчиво показал противостояние душевного мира простых людей и условной зыбкой морали «людей светских». В спектакле присутствует дух времени.

Режиссер бережно отнесся к самобытности русского комедийного жанра и принес его богатство нам — зрителям. Постановка привлекает оптимизмом и жизнерадостностью. Это значительная работа в творчестве режиссера. Художник В.Ширин удачно придумал яркие, нарядные костюмы. По ним можно определить, кто есть кто, даже когда персонажи молчат.

Хореограф С.Ладыгина поставила прекрасные танцы. А прекрасное есть высшая степень приятного.

Н.Т.Наденн

г.»Новый город №», 2001 г., 25 октября