КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Почему в заголовке статьи указан «возраст» театра? Конечно же, умышленно. Чтобы подчеркнуть, что до большого и значительного юбилея осталось всего два театральных сезона.

Итогом прошедшего сезона явились гастроли театра в Тамбове, успех которых не только радует театральный коллектив, но, очевидно, вызывает законную гордость у горожан. Ведь театр представляет не провинциальный город, а город со статусом Российского Федерального ядерного центра. А приближение юбилейного сезона ко многому обязывает коллектив театра.

К открытию сезона подготовлены три премьеры: мелодрама А. Касона «Деревья умирают стоя» (режиссер В.Т. Арсеньев), спектакль по пьесе В. Липатова «Любовь в Старо-Короткино» (режиссер А. В. Наумов) и спектакль по пьесе Э. Радзинского «Убьем мужчину?» (режиссер В. Н. Бондарь)

Итак, по порядку.

Спектакль «Деревья умирают стоя». В основе конфликта пьесы просматривается душевная трагедия, пережитая испанским драматургом А. Касона. Современник Г. Лорки, он в 1933 году создает «Театр педагогических миссий». Как и герой его пьесы, занимающийся «благотворительностью духа» и считающий, что поэзию нельзя запирать в книгах, а надо вывести ее на свежий воздух, А. Касона был убежден, что драматургия и поэзия – это дети правды. Они не совместимы с ложью, а следовательно, смогут облагораживать души людей и активно влиять на жизнь общества и даже на политику… Однако, как показала жизнь, это убеждение драматурга оказалось иллюзорным А. Касона под напором фашизма вынужден был эмигрировать в Аргентину.

Очевидно, поэтому драматург вкладывает в уста героя парадоксальную фразу, что сеять иллюзии – это «такое же достойное занятие, как сеять хлеб». Но ведь всякая иллюзия – ложь, какой бы благородной одеждой она не была прикрыта. И в этом противоречии – философский конфликт пьесы, ее второй философский смысл. Горькая правда, обнаженная истина с жизненной закономерностью развеивает розовый туман иллюзий, чему становятся свидетелями зрители в финале спектакля.

Спектакль поставлен режиссером В. Т. Арсеньевым ярко, изобразительно и удивительно проникновенно. Художественное оформление (художник-постановщик В. Н. Ширин) точно соответствует всем нюансам пьесы, подчеркивая и обогащая замысел режиссера и автора.

В спектакле заняты ведущие артисты театра: засл. артистка России Э. И. Арсеньева, В. Б. Соколов-Беллонин, К. С. Алексеев, А. В. Доронина и др.

Прежде чем перейти к следующей премьере, хотелось бы сказать несколько слов о выборе режиссером пьес для постановки. Режиссер А. В. Наумов всегда ищет пьесы с высокой степенью нравственности и ответственности человека за свои выборы в этой жизни. Вся наша жизнь состоит из таких выборов, от которых зависит не только наша личная судьба, но еще и многие, многие человеческие судьбы, так или иначе связанные с нами. Пожалуй, именно таким подходом можно объяснить выбор для постановки пьесы по роману В. Липатова «Любовь в Старо-Короткино». Этот роман (Житие Ванюшки Мурзина, или «Любовь в Старо-Короткино») и напечатанная в том же году «Повесть без названия, сюжета и конца…» стали последними прижизненными публикациями писателя. Виль Липатов прожил всего 52 года. Как бы подводя итог своей жизни, писатель говорил: «… я, как и большинство коллег, не собирался быть писателем, но стал им не случайно. Видимо, это единственно возможный способ моего существования на этой круглой и теплой земле».

<Сибиряк по рождению, В. Липатов находил в родном краю, на берегах Оби и Кети, в селах, рабочих поселках, городах, такие ситуации, проблемы и характеры, которые были как бы вне времени. Происходит это оттого, что писал В. Липатов с подкупающей прямотой и действие у него чаще всего развертывается на приволье, где легко дышится и воздух напоен запахом хвои и цветов. Он ведь и сам по себе человек очень русский, в котором национальное выразилось удалым размахом: «коль любить, так не на шутку, коль рубнуть так уж сплеча…» Героев спектакля «Любовь в Старо-Короткино» сковала роковая любовь. От Шекспира до современных поэтов, драматургов, писателей эта тема варьируется тысячекратно. Однако режиссер проводит в параллель с этой темой другую – меру ответственности человека за свои поступки. Художественное решение (художник-постановщик С. А. Шевцова) подстать прозе В. Липатова. Сибирский простор, скупые детали оформления дают спектаклю объемность и значительность./p>

В спектакле заняты артисты А. Опалихин, Д. Казакова, О. Меликджанова, засл артистка РФ Л. Романова, М. Солнцев, С. Киверская и др

Драматург Эдвард Станиславович Радзинский хорошо известен не только любителям театра, но и телезрителям. Он был одним из немногих, кто в минувшие времена пытался прорвать блокаду замалчивания правды. Историк по образованию, в многотрудной биографии человечества в России он выбирал страницы, которые помогали прояснить происходившее в нашем обществе. Исторические исследования, проза, драматургия, статьи… Удивительная многогранность и поразительная противоречивость. С одной стороны «Беседы с Сократом», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Лунин». А с другой – «104 страницы про любовь», «Приятная женщина с цветком и окнами на север», «Она в отсутствие любви и смерти» – «женские» спектакли. Как подметила одна американская исследовательница его творчества, эти два автора под одной фамилией настолько противоречивы, что возможно, встретившись, не пода ли бы друг другу руки.

Почему драматург избрал «женскую» тему? В беседе с журналисткой С. Великородной он образно и емко дает ответ: «Дело в том, что у части женщин есть странная неуловимая клеточка под названием «они умеют любить». Эта клеточка объясняет многое. Это очень опасное явление. Оно вызывает к жизни множество трагедий, становится причиной безумных несчастий. Но оно же может быть причиной самого большого счастья. Всю жизнь я писал и буду писать о такой женщине, потомо что ее история – это история любви».

Камерный спектакль «Убьём мужчину?», поставленный режиссером и сценографом В. Н. Бондаревым, – о любви, переходящей в ненависть. Женщина может быть безумно прекрасной, если она знает, что любима. И любая красавица становится фурией, если почувствует свою ненужность в глазах любимого.

В спектакле заняты артисты: Она – С. В. Злобина; Он – А. П. Опалихин, В. Н. Бондарь.

Открытие сезона состоится 19 и 20 октября. Театр готов ко встрече со своими зрителями. Он дает им возможность хотя бы на время оторваться от безликих будней и окунуться в завораживающее искусство, имя которому – театр.

А. Шевцов

г. «Город №», 1996 г., № 41