КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В пятницу в Сарове завершился II фестиваль театрального искусства для детей среди профессиональных театров «Что за прелесть эти сказки».


С 26 по 29 марта на саровских площадках восемь театральных коллективов показали одиннадцать спектаклей. В Художественной галерее выступили Кинешминский ТЮЗ, театр юного зрителя (г. Заречный) и Московский драмтеатр художественной публицистики (спектакль вне конкурса). Саровский театр кукол «Кузнечик» показал сказку на своей сцене. А в драматическом театре выступали Губкинский театр для детей и молодежи, Дзержинский театр драмы, Московский драматический театр художественной публицистики, Мордовский государственный национальный драматический театр (г. Саранск), Дмитровский драмтеатр «Большое Гнездо» и Саровский театр драмы. Каждый день фестиваля заканчивался обсуждением, оценку постановкам выносило профессиональное жюри.

Пожалуй, самым необычным спектаклем на фестивале можно назвать постановку Мордовского драмтеатра «Злой Тэнгу» (реж. Л. Шахова), в основу которой легла японская сказка «Журавлиные перья». Необычным в первую очередь из-за своего национального колорита: характерные костюмы, грим, пластика, элементы театра теней и пантомимы. В этом актеры были довольно убедительны и органичны. Хотя некоторые вопросы вызывает, конечно, чрезмерное следование первоисточнику: к примеру, надо ли знать пятилетним детям, что такое сакэ и зачем его пьют? Спектакль, в котором главную роль играли замечательная сценография и зрительный образ, жюри признало очень зрелищным. А вот чего действительно не хватало – динамичности.

Более убедительной в этом плане получилась постановка Саровского драматического театра «Карлсон вернулся!» (реж. А.Ряписов, инсценировка Н.Коляды). Сказка-игра, заявленная режиссером, на деле действительно оказалась игрой, и в кавардак, творящийся на сцене, оказался втянут весь зал. Дети тянули ладошки к Карлсону, неожиданно появлявшемуся из-за рядов, здесь можно было с удовольствием повизжать вместе с Фрекен Бок и всласть попугаться, когда привидение выскакивало из шкафа.

— Замечательно, что показана игровая природа происходящего, — отметил председатель жюри фестиваля, театральный критик, преподаватель Российской академии театрального искусства Александр Смольяков. – Придумано игровое пространство дома, где все кувырком, где можно войти в шкаф, а выйти из-под кровати. В этом есть глубокое ощущение духа первоисточника, трех повестей Астрид Линдгрен.

В спектакле много и удачных режиссерских находок. Одна из них – крыса-Глюк, неожиданно появляющаяся на сцене и совершенно не вплетенная в канву действия, вызывала, как отметил А.Смольяков, «какой-то детский восторг».

Удивительно, что в веселый игровой «пинг-понг» с залом играли всего трое актеров. И если бы не некоторые недоработки (чрезмерно затянутые разговорные экспозиции в начале, которые абсолютно «провисали» в спектакле-игре, тихая речь Карлсона, так что приходилось прислушиваться), то спектаклю можно было бы поставить уверенную пятерку.

«Сказки Пушкина» (реж. Е.Живейнова), поставленные Московским драматическим театром художественной публицистики, стал спектаклем, в котором главным стало словесное выражение. «Спектакль слова», как назвал его А.Смольяков, в котором минимум декораций был оправдан. Пушкинский текст вкупе с актерскими голосами действовали на детскую аудиторию завораживающе. И как только со сцены звучало «А сейчас – сказка», ускользнувшее было во время литературных отступлений о жизни Пушкина внимание маленьких зрителей вновь безоговорочно возвращалось на сцену. Как справедливо отметили критики, «с пушкинским текстом можно выступать в чистом поле, и он будет зрелищным». Хорошая пластика актеров, яркие костюмы, замечательная актерская дикция – все это делало спектакль, в принципе, увлекательным.

Впрочем, профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской театральной академии Евгения Кириллова отметила главную проблему актеров, и это касалось уже всех просмотренных на фестивале постановок.

— Часто словесная часть спектакля не состыкуется с режиссерским замыслом. Уровень владения словом до такой степени случаен и скуден, что о ее самоценности вообще говорить не приходится. Я сейчас говорю не отдельно про голос или дикцию, а про речь как материальное явление человеческой мысли. Увы, ее везде заслоняет визуальный образ. Вы все двигаетесь убедительнее, чем говорите. И между актером и его персонажем порой зияет огромная пропасть, не происходит даже попытки хоть сколько-нибудь проникнуть в образ. Когда не происходит этого сближения, действо превращается либо в прокламацию, либо в клоунаду.

Театр юного зрителя из Заречного привез два спектакля: кукольную притчу «Бык, Осел и Звезда» (реж. М.Гаврилов) и музыкальную сказку «Считаю до пяти» (Е.Бычкова). Зареченский театр – давний гость Сарова. За сорок лет существования он прошел путь от самодеятельного театра-студии до профессионального театра. И сейчас наглядно демонстрирует, с какими проблемами сталкивается провинциальный театр в закрытом городе. Первая и основная из них – нехватка кадров. Из 22 актеров труппы полностью заняты работой в театре лишь двенадцать. Остальные – совместители, выпускники театральной студии. Ни один из молодых актеров-зареченцев, которым ТЮЗ дал путевку в жизнь, после окончания очного факультета театральных вузов на родные подмостки так и не вернулся.

— Заманить кого-то из профессиональных актеров в наш закрытый город — проблема, — признается художественный руководитель Виктор Бояров.— Зарплату актерам и работникам сцены платит городской бюджет, а постановочная часть в основном существует на деньги спонсоров или гранты. В 1993 году у театра появилось свое здание, которое содержится на деньги городского бюджета. Зал маленький, всего на 190 мест, за год театр посещает порядка 25 тысяч зрителей. ТЮЗ работает и на взрослую, и на детскую аудитории, в год выходят четыре новые постановки. Некоторые спектакли ставят профессиональные режиссеры, которых мы иногда приглашаем.


КОММЕНТАРИЙ

Евгения Кириллова, профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской театральной академии:

— На мой взгляд, многим детским спектаклям сегодня не хватает понимания детской психологии. У каждого возраста есть свой предел внимания, когда ребенок уже не в состоянии воспринимать информацию, ему необходимо переключение. И это нужно обязательно учитывать. Потому что иначе что бы артист ни делал, это не будет восприниматься. Во-вторых, важно изначальное намерение. Зачем берется именно этот материал, что он возбудит в ребенке? Наконец, труппа должна понимать ту меру ответственности, которая на нее ложится. Ведь это будет первое соприкосновение ребенка с театром. И от этого зависит, придет он сюда еще раз или нет. Почему дети воспринимают все буквально? Потому что у них в силу возраста такое воображение, что они способны оживить все происходящее на сцене. Где та грань, за которой богатое воображение переходит в испуг или иное сильное чувство, способное вызвать потрясение? Тут надо быть очень осторожным и не переборщить с выбором выразительных средств.


ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ

Номинация «Лучший спектакль» осталась без победителя. Лучшим кукольным спектаклем был назван «Ай, да Братец Кролик!» театра кукол «Кузнечик» (г.Саров). Призы за лучшую режиссуру получили главреж Саровского драматического театра Александр Ряписов (спектакль «Карлсон вернулся!») и режиссер театра юного зрителя (г. Заречный) Михаил Гаврилов (спектакль «Бык, Осел и Звезда»). В номинации «Лучшая сценография» победила постановка «Сказка о рыбаке и рыбке» Губкинского театра для детей и молодежи (художник Ирина Дорошенко).

Жюри решило не присуждать приза за лучшую женскую роль, зато претендентов на лучшую мужскую было трое. Жюри наградило Сергея Закаржецкого за роль Карлсона в спектакле «Карлсон вернулся!», Юрия Юнушкина за роль Быка в спектакле «Бык, Осел и Звезда» и Андрея Кипайкина за роль Тэнгу в спектакле «Злой Тэнгу».

Сазу две женщины стали лауреатами в номинации «Лучшая роль второго плана». Один диплом был вручен актрисе Зареченского ТЮЗа Елене Терешонковой за роль Сороки в спектакле «Считаю до пяти». Другой – артистке Саровского драматического театра Инессе Шевцовой за роль Глюка в спектакле «Карлсон вернулся!».

Жюри учредило несколько спецпризов. Диплома «За лучшее воплощение волшебной сказки» удостоился спектакль «Злой Тэнгу», «За убедительный контакт со зрительным залом и «разрушение четвертой стены» — Кинешемский театр юного зрителя. Специальный диплом «Надежда фестиваля» получила Олеся Климчук (Дмитровский драматический театр «Большое Гнездо») за роль Принцессы Апрелии в спектакле «Волшебные кольца Альманзора». За четыре дня спектакли посмотрели более 2000 зрителей.

Ольга РУКС

г. «Новый город №», 2013 г., № 14