КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В Нижнем Новгороде прошел областной конкурс чтецов. Тематика в Пушкинский год напрашивалась сама, а инициатором стала актерская секция Нижегородской организации СТД. На «немодное предложение» откликнулись прежде всего актеры нижегородских театров. Приехали также участники из Сарова и Дзержинска.

И какой же разный Пушкин предстал перед слушателями и жюри! Каждый из участников «перевел» поэта на свой язык и показал своего Пушкина. У актера Нижегородского академического театра кукол Александра Новова это был театр масок. Актер Нижегородского театра «Комедiя» Вадим Шилов, щуря лукавый глаз бывшего коверного из цирка, настаивал на том, что « Я помню чудное мгновенье» — это прежде всего веселое признание, и этого энергичного немолодого актера не смущали протесты жюри против «обытовленного» Пушкина: разный ведь, так пусть и будет разный! Разной, в диапазоне от сентиментальности до «воображением мятежным одарена», предстала героиня в композиции актрисы Нижегородского театра драмы Елены Турковой, смело соединившей в одно целое письмо Татьяны и «Барышню-крестьянку». А в хрестоматийном «Медном всаднике», как его прочитал Владимир Соколов-Беллонин из Сарова, сострадание к «маленькому человеку», столь дорогое отечественной литературе, вдруг отступило перед неудержимым восхищением мощью стихий — природной и государственной. Значит, и это у Пушкина есть? А может, само время через актера здесь «проговаривается», являя вечную русскую тоску по сильной власти, порядку, царю-батюшке и одновременно – полное смещение понятий «созидание» и «разрушение», гибельный восторг у «бездны мрачной на краю».

В очередной раз влюбившись в разноликого Пушкина и разноликих же своих коллег, жюри решило, что в актерском братстве не должно быть первых и последних, и вместо традиционных трех мест присудило пять, поделив призовой фонд между лауреатами поровну.

А я отлавливаю в переходах Дома актера известного в Нижнем и России чтеца народного артиста России ПОЗНАНСКОГО.

– Александр Давыдович, говорят, искусство чтеца умирает?

– Действительно умирает. Нижний Новгород, между прочим, единственный город в России, где этот жанр еще существует. А потребность есть огромная! Люди, наглотавшись ржавых гвоздей псевдокультуры, тянутся к духовному – к слову. Как в церковь, ходят на литературные концерты! Но традиция утрачена. У молодых актеров нет стимула. Мы и устроили этот конкурс, чтобы немного растормошить людей, чтобы у них стимул появился.

– У актера в провинции гораздо меньше возможностей для самореализации, чем в столице. Разве литературный театр – не одна из таких дополнительных возможностей?

– Конечно. Актер сам выбирает материал, сам его выстраивает. Сам режиссирует. В этом театре нет никаких подпорок, нет помощи партнера, здесь все – глаза в глаза, напрямую. И ты – или личность и интересен зрителю, или на тебя просто не идут.

Елена Чернова

г. Нижний Новгород, 1999 г.