КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95


Впервые за долгие годы наш театр драмы пригласил на свою сцену завтрашних выпускников Нижегородского театрального училища им.Евстигнеева — учащихся 4 курса драматического отделения с дипломным спектаклем «Утро».

Шаг важный. Во-первых, с этим училищем нашу труппу всегда связывали самые теплые отношения — почти половина наших актеров его выпускники. И не стоит терять живой связи с учебным заведением — кузницей кадров для театров всей страны.

Во-вторых, дипломные спектакли — отчет курса о проделанной работе, демонстрация всего спектра возможностей будущих актеров. И зритель может увидеть своими глазами, какие они — завтрашние звезды театральных подмостков.

В-третьих, был сюрприз для саровской публики — на сцену вышел наш земляк, Александр Кочетков, студент НТУ. А болеть за своих — особое удовольствие!

Итак, 27 мая курс Юрия Даментьевича Фильшина привез в Саров постановку «Утро» по пьесе совсем еще молодого драматурга Александра Демахина. Сопровождали ребят педагоги — Асия Ахметовна Горбачева, педагог по танцам, и легендарная Людмила Викторовна Орлович — педагог по сценической речи, из рук которой вышли многие звезды, от Александра Дедюшко («Псевдоним «Албанец») до Даши Сагаловой («Счастливы вместе»).

За час сорок минут, которые пролетели незаметно, зрители прожили небольшой фрагмент выпускного вечера, когда торжества уже закончились, педагоги разошлись, молодежь пьет чай и не торопится уходить из школы. Ведь еще столько всего надо выяснить и объяснить самим себе!

Выбор материала для дипломного спектакля — всегда головная боль для руководителей курсов. Это как ярмарка невест — надо показать своих выучеников с лучшей стороны: этот поет, а тот танцует, здесь явный талант острохарактерной актрисы, а тут — фантастическая пластика… И взяться за пьесу малоизвестного пока автора (зато какого перспективного! В его активе уже победа на конкурсе современной пьесы!), да еще такую сложную в речевом плане и с тонким переплетением конфликтов характеров — особый риск. Фильшин на него пошел и… не проиграл!

Тем, кто сам накануне выпускного вечера (пусть не в школе, а в театральном училище), легко играть самих себя. И вопрос, есть ли настоящая любовь, волнующая героев пьесы, близка и студентам. Фильшин сложил на сцене ансамбль, где все на равных, все важны, где у каждого есть сольный кусок и возможность показать себя.

За кулисами за ребят переживали педагоги.

Асия Ахметовна, в марте мы с удовольствием посмотрели дипломный спектакль отделения актеров театра кукол НТУ «Трехгрошовая опера» на сцене Дома ученых. Сегодня — актеров драматического отделения. Расскажите, пожалуйста, что за курс? Чем хорош?

— Всем! В этом году у нас прекрасные выпуски и в отделении актеров театра кукол, и театра драмы. Все как на подбор: поют, танцуют, прекрасно двигаются. Отличаются работоспособностью, трудолюбием, жадно берут от педагогов все, что те им предлагают, не боятся экспериментов.

А география студентов? Нижегородское театральное училище — одно из самых престижных учебных заведений в России, поэтому к вам приезжают из разных уголков страны.

— Это так. Иван Старжинский (Тема), к примеру, из Апатитов Мурманской области, Леночка из Хабаровска, Саша Кочетков из Сарова. Одни поступили после девятого класса, другие после одиннадцатого, но сильного возрастного разрыва нет. Курс сплоченный, и вначале мы, педагоги, не могли разобраться, кто кого из студентов за собой ведет.

Что касается престижности, то мы прикладываем все силы, чтобы сохранить уровень преподавания. Проблема с ребятами только одна — после школы они приходят, совершенно не наученные учиться. Актерское мастерство, да вообще профессию, зубрежкой не возьмешь, умение писать тесты здесь тоже не пригождается. Надо постоянно извлекать из себя что-то новое, искать гармонию с собой, преодолевать лень, зажатость, комплексы. И все это — наша задача, с которой, судя по спросу на наших выпускников, мы неплохо справляемся. Когда мы видим, что у ребят загораются глаза — мы на правильном пути.

Ваши ребята с отделения театра кукол успели за последний год сделать то ли шесть, то ли семь постановок. А как драматический курс?

— Не уступает! На их счету «Старшая сестра» Володина, «Кровавая свадьба» Лорки в содружестве как раз с «кукольниками», «Свадьба Кречинского», «Солдатики», «Цирк» и так далее.

Вопрос к Людмиле Викторовне. Я обратила внимание, как хорошо звучат ребята. Специально села практически на последний ряд: услышу их или нет? Слышно было каждую согласную. Трудно вам с ними пришлось?

— Нисколько! Когда у студентов есть желание учиться, задача педагога — поддержать, направить и развить это желание. Спасибо за теплые слова в адрес моих учеников. Сценическая речь, пожалуй, одна из самых трудных дисциплин, но без нее хорошего актера не будет. Нужно приложить немало сил, чтобы, к примеру, избавиться от диалекта или неправильного произношения шипящих звуков. Нужно научиться правильно интонировать. Нужно научиться правильно дышать и произносить текст на опоре. В общем, в моей дисциплине много задач и тонкостей. Но этот курс со всем справился.

Иван Старжинский, к примеру, стал лауреатом международного конкурса им. Чехова в Москве именно за сценическую речь. Евгений Цапаев имеет диплом по этой дисциплине.

Однажды приехали со спектаклем в Курск, а там театр — на тысячу с лишним мест. Я так волновалась — будет ли слышно ребят? Слышно было прекрасно!

Студенты уже определились, кто в какой театр пойдет?

— В большинстве своем да. Но есть ребята, которые хотят продолжить образование. Мы надеемся, что они будут держать марку НТУ и в вузе, и в театре.

6 июня у нас начинаются государственные экзамены. Мы желаем нашим выпускникам удачи!

Елена Трусова, фото Елены Пегоевой

«Вести города» 2011 г, № 22