КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

53-й театральный сезон саровский Театр драмы открыл премьерой водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Постановку осуществил засл. артист РФ Виктор Тимофеевич Арсеньев.

«Синичкин» — пьеса известная. Киноверсия пользуется успехом: талантливо снята, актеры – как на подбор (Козаков, Мазуркевич, Мордюкова и т.д.). Как я писала раньше, театральным постановкам конкурировать с киноверсиями крайне сложно по ряду причин. Надо иметь сильное режиссерское решение, чтобы «обойти» кино. Надо иметь под рукой сильных актеров, которые воплотят в жизнь режиссерскую идею. И сильного хореографа. В общем, целый ряд сильных слагаемых.

Впрочем, лично мне в любом случае театральные постановки смотреть интереснее: кино – это нечто раз и навсегда зафиксированное на пленку, спектакль же каждый раз идет по-новому, напрямую зависит от зрительской атмосферы, восприятия.

Безусловно, водевиль «Синичкин» — это не «Мертвые души», не «Жизнь впереди» и даже не «Сон в летнюю ночь». Сама по себе пьеса рассчитана на зрителя непритязательного. Она не открывает нам никаких жизненных истин, не наталкивает на глобальные размышления о мироустройстве. Но в ней есть своя прелесть: она – о людях, которые любят театр. Эта тема близка Арсеньеву (вспомним хотя бы постановку «Любовь моя театр»).

Сюжет «Льва Гурыча Синичкина» перекликается с сюжетами таких фильмов, как «Ах, водевиль, водевиль…», «Небесные ласточки» и т.д.: молодая актриса жаждет попасть на сцену. Так вот, сюжет «Синичкина» из этого ряда несколько выбивается, поскольку дорогу к сцене юной дебютантке папа-актер прокладывает буквально локтями, прибегая к самым низким подлогам и обману.

По сути, «Синичкин» — это карикатура на закулисный мир. Можно нарисовать ее добродушно. Можно с сарказмом.

Арсеньев наблюдает за действующими лицами с сочувствующей иронией. Это пока дебютантка Лиза (акт. И. Аввакумова/Н. Файзуллина) прячется за спину ушлого папы, Льва Гурыча Синичкина (акт. А. Баханович), лет через двадцать она, как и нынешняя прима Раиса Ильинична Сурмилова (акт. А. Доронина), будет стоять насмерть за свое место на сцене. Это и не хорошо и не плохо. Жизнь такая.

В целом водевиль получился легким. Единственное, что пока отчетливо бросается в глаза, — «невпетые» (как говорят певцы) вокальные номера. Жанр водевиля предполагает поющих актеров. И не обязательно при этом они должны иметь оперные голоса. Существует отдельный жанр – «поют драматические актеры». То есть можно недобрать «верхушечку», сфальшивить, но решить это мимикой, жестом, пластикой, и нотка как будто будет пропета. Удивительно, что даже любимец публики солист А. Ломоносов, и тот не поет, а проговаривает текст.

Зрители отметили, что Александра Доронина прекрасно вписалась в образ примы Сурмиловой: напориста, энергична, естественна.

Я отметила для себя работу Анатолия Наумова, который предстает в «Синичкине» в роли драматурга. Вот уж поистине: не роль красит актера, а актер – роль.

В общем, «Синичкин» хоть и не высшее достижение театрального искусства, но свою нишу в репертуаре нашего Театра драмы несомненно займет.

Е. Трусова

г. «Старый город №», 2001 г., № 43