КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

То, что наш Театр Драмы переживает очередной творческий подъем, подтвердила премьера спектакля режиссера В.Арсеньева «Жизнь впереди» по пьесе Э.Ажара, представленная на суд зрителей 14 и 15 февраля. Заядлые театралы, с которыми я обменялась мнениями после премьеры, отметили три жирных плюса постановки.

ПЕРВЫЙ ПЛЮС. Арсеньев в режиссуре спектакля «Жизнь впереди» отходит от привычной для себя схемы, когда сюжетная канва отчетлива и непрерывна («Канотье», «Мертвые души»). Здесь же он прерывает ход событий, чтобы зрители увидели внутренний мир главного героя. Подобные эксперименты нечасто положительно воспринимаются публикой, уже, во-первых, привыкшей к определенному стилю режиссера, во-вторых, испорченной «мыльными операми», где случайно возникшая мысль разжевывается до кашеобразного состояния. Арсеньеву удается переманить публику на свою сторону. Его «Жизнь впереди» — для тех, кто любит философствовать.

Спектакль заявлен как трагикомедия, однако а нем присутствует единственная по-настоящему смешная сцена, все же прочие пронизаны печалью. И это не минус, а плюс. И трагичность спектакля нисколько не утомляет! Режиссеру удается пройти точно по лезвию бритвы: не сгущая краски, не умаляя трагедии.

Декорации (художник-постановщик В.Ширин) довольно скупы: большие разноцветные шары, пара кресел, периодически возникающих на сцене, да круг света на черном заднике. И эта скупость тоже плюс: ничто не отвлекает от происходящих действий, напротив — зритель легко представляет себе «дно» Парижа.

ВТОРОЙ ПЛЮС. Бесспорно, еврейка мадам Роза — проститутка «на пенсии» — одна из лучших в череде ролей, сыгранных заслуженной артисткой России Эммой Арсеньевой. Довольно редкий типаж! Это — настоящий сюрприз для зрителя. Так что если вы по каким-либо причинам редко ходите в наш Театр, то не поленитесь посмотреть постановку «Жизнь впереди» хотя бы ради одной актрисы — Эммы Ивановны. Вот — профессионал! Вот — опыт! Актриса неузнаваема, ее перевоплощение абсолютно! Да, именно еврейка, именно проститутка в отставке, именно содержательница… нет, не борделя — дома для детей шлюх. О, мадам Роза — сильная женщина: ни концлагерь, ни профессия не сломали ее духа и жизнелюбия. Да, она повидала многое, но ее улыбка чиста и светла, а любовь мадам Розы к своему воспитаннику — арабчонку Момо — действительно материнская. И пусть жизнь этой женщины прошла на «дне», она не утратила тех прекрасных человеческих качеств, которые теряют многие из тех, кто живет на поверхности моря. Самым веским для меня аргументом профессионализма актерской игры стала незначительная на первый взгляд мизансцена: Момо показывает другу — старому арабу мсье Хамилю (актер А.Наумов) — фотографию молодой Розы: «Здесь ей 15 лет. Посмотрите, какая она была красивая!». Именно в эту секунду я поймала себя на отчаянном любопытстве: мне очень хочется увидеть эту фотографию! Весь спектакль на сцене была не Эмма Арсеньева, а мадам Роза. А сцена смерти этой старой больной женщины заставила плакать людей в зале с довольно крепкими нервами. Какие еще нужны доказательства мастерства Арсеньевой? Второй главный герой пьесы -арабчонок Момо(молодой актер Руслан Шегуров), ищущий в этой жизни ответ на вопрос: «Можно ли прожить без любви?» После смерти мадам Розы Момо иначе задает этот вопрос: «Можно ли жить, никого не любя?» Ответ понятен. Руслан прекрасно справляется с главной ролью. Но все же ему не хватает некоторого внутреннего надлома, остроты, максимализма, которым живет Момо. Зато Руслан убедительно показывает мягкость Момо, его сыновью любовь и заботу о своей воспитательнице, его удивительно чистый взгляд на жизнь и людей. У Руслана была довольно сложная задача: показать внутренний мир Момо, его фантазии, его страхи. И это Руслану удается. Отлично исполнен и пластический- этюд. Режиссерское чутье в выборе актёра на главную роль Арсеньева не подвело.

ТРЕТИЙ ПЛЮС. Очень приятно было видеть на сцене прекрасный актерский дуэт — Наталью Алексееву (Желтый клоун) и Андрея Боровикова (Синий клоун). Прекрасно, что спектакль-фантазия «Река на асфальте» не стала для этой пары единственной возможностью реализовать свои пластические таланты. Клоуны стали одной из многочисленных «изюминок» спектакля «Жизнь впереди», каждый их выход на сцену — удовольствие для зрителя, тонкий штрих в картине общего настроения.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ: спектакль профессионально поставлен и профессионально сыгран. Неудивительно, что на этот раз финальные аплодисменты длились дольше обычного. Актерам не только пришлось еще раз выйти на сцену для поклона, но исполнить один из хореографических номеров (хореограф А.Сергиевский, ассистенты — Н.Алексеева и А.Боровиков). А крики «браво», на которые публика не поскупилась, без всякого сомнения, относились к двум создателям спектакля — режиссеру Виктору Арсеньеву и его супруге Эмме Ивановне. Присоединяюсь: «Браво»!

Елена Трусова

«Город №», 1998 г., 19 февраля