КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

«Деревья умирают стоя» — спектакль-философия. Жестокая правда или спасительная ложь? В какой ситуации что предпочтительнее? Об этом задумываются персонажи пьесы испанского драматурга А. Касоны.

Премьерой «Деревья умирают стоя» открылся 48-й театральный сезон. Еще на один год наш драматический театр стал старше. Еще на год – мудрее.

Если жизнь бывает неприглядной, самое время к больному – уставшему от беспредела обществу – приглашать искусство. И оно поможет выжить, хотя, конечно, не решит социальных проблем. Пусть их разрешением занимаются те, кому это положено делать.

Театр стал старше, но все же актеры всю свою сценическую жизнь остаются великовозрастными детьми, которым необходима любовь, аплодисменты зрителя, признание. На премьерном спектакле всего этого было достаточно. Дай Бог, чтобы взаимного интереса зрителя и театра хватило на этот сезон, и на все остальные годы творчества театра.

В основе мелодраматического спектакля «Деревья умирают стоя» режиссера В. Арсеньева – житейская история. Мальчик в отроческом возрасте убегает из дома своего дедушки. Затаив обиду на дедушку за пощечину, он скитается, не шлет писем своим старикам. Но через 20 лет решает вернуться из-за денег. Он посчитал, что за нанесенную в детстве обиду старики должны с ним расплатиться. Сам он, занимаясь торговыми махинациями, полностью обанкротился. Дедушке посылает письмо, в котором сообщает о своем приезде. Но судно, на котором он должен был бы приплыть из Канады, терпит бедствие. Никто не спасается. Расстроенный старик скрывает все эти события от своей супруги-сердечницы. Ведь она так долго ждала своего любимого внука. Старик не придумал ничего другого, как попросить мужчину из общества, занимающегося «благотворительностью духа», на несколько дней представиться их внуком. Так и рождается маленькая ложь во спасение. Ложь раскрывается в самый неподходящий момент.

Настоящий внук появляется именно в ту минуту, когда совершенно чужие люди из благотворительного общества становятся самыми близкими для двух одиноких стариков. Опасаясь преследований полиции, в телеграмме к дедушке он указал другое судно. И, полный решимости наказать, разорить стариков, заявляется в их дом. Бабушка, от которой так много скрывали, оказалась самой стойкой в этой ситуации и гонит мерзавца вон. Она находит в себе силы не поддаться сердечному приступу в присутствии внука, предпочитая, подобно деревьям, умирать стоя.

Корифеи саровской сцены Э. Арсеньева и В. Соколов-Беллонин мастерски создают образы двух добрых одиноких стариков. Их игра безупречна. Свойственная премьерным спектаклям неточность в репликах, несовершенное чувство партнера в этой постановке наблюдались у более молодых актеров.

Богато смотрелись декорации. Финальная сцена спектакля, показывающая разорение дома стариков, поставила под сомнение наказуемость зла. Зачем режиссеру подобный ход? Может быть, это предостережение о крушении любых иллюзий или сомнение в необходимости даже самой спасительной лжи? Об этом судить зрителю.

Б. Нехорошева

г. «Городской курьер», 1996 г., № 66