КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Кукольный спектакль «Маленькие трагедии», поставленный по одноименному драматическому циклу А.С.Пушкина, снова вышел в свет. На днях творческая группа — режиссер И.Семенчук, художник-постановщик, заслуженный работник культуры РФ В.Ширин, актеры Р.Сванидзе и Р.Шегуров — вернулась из Санкт-Петербурга, где проходил шестой международный фестиваль «КУКАРТ».

«КУКАКТ» родился в 1993 году. И с тех пор раз в два года в Царском Селе он собирает возмутителей спокойствия — нестандартно мыслящих людей. Россия, Белоруссия, Эстония, Украина, Болгария, Казахстан, Германия, Франция, Чехия, Польша — вот неполная география фестиваля.

Фестиваль работает по трем направлениям: театр, арт (визуальные искусства) и музыка.

Шестой по счету «КУКАРТ» был посвящен памяти арт-директора фестиваля Юрия Нолева-Соболева, одного из ярких представителей отечественного неофициального искусства шестидесятых и актуального искусства девяностых.

«КУКАРТ» не имеет аналогов в России. Как говорят его устроители: «Уникальность фестиваля в том, что он организует и исследует пространство интертекстуальности и синтеза — область, где сняты границы между драматическим, танцевальным, кукольным театрами, музыкой, визуальным искусством, традиционным и современным художественными языками». Этакая лаборатория для экспериментов с искусством.

Чем стал «КУКАРТ» для наших артистов, тем более что впервые за многие годы у артистов нашего театра появилась возможность не только показать свой спектакль, но и познакомиться, пообщаться с коллегами из других городов, стран. Об этом — режиссер «Маленьких трагедий» Ирина Михайловна Семенчук:

— Мы живем в замкнутом пространстве. И поездка на любой фестиваль для нас — замечательное событие. Хотелось бы, чтобы это случалось чаще. Нам необходимо получать новую информацию. Тем более, что кукольные театры должны много ездить. Особенно важно, что мы не только показали свой спектакль, как это было с ребятами, которые возили «Бабочек» на фестиваль в Нижний, а еще и посмотрели работы других театров. На фестивале не так важно показывать, как смотреть.

И посмотрели мы замечательные спектакли. Да и просто побывать в Санкт-Петербурге — всегда радостно.

Для режиссеров и художников на фестивале работала творческая лаборатория Ирины Уваровой. Многие знают ее как редактора журнала о куклах и кукольном театре «КУКАКТ».

Я и Владимир Ширин однажды уже занимались в этой лаборатории, тогда она работала в Москве. Здесь — продолжение.

В этот раз учеба проводилась в Этнографическом музее. Лекции нам читал такой известный искусствовед, как Хенрик Юрковский. Он из Польши. Он совершенно замечательно рассказывает! Также нам показали кукол из запасников музея. Это были и театральные куклы, и обрядовые, и куклы, с которыми когда-то играли дети. Работники музея делали доклады на наших занятиях. Тоже очень интересно.

— Какие спектакли Вам запомнились?

— В программе были знаменитые, именитые театры. Почти каждый — имеет «Золотую маску».

Очень много спектаклей построено на основе традиционного театра — это раёк (1) и вертеп (2). И нам удалось прикоснуться к истокам. То, что мы видели, то, что нам понравилось — это хорошо забытое старое. Например, спектакль «Невский проспект» Санкт-Петербургского театра «Потудань». Это инсценировка по произведению Гоголя. В основе постановки лежит принцип вертепа. На верхнем уровне нам показывают, как герой влюбляется в девушку, а внизу — подноготную: эта девушка из публичного дома. В спектакле также для создания художественного эффекта была использована панорама. Все эти приемы далеко не новы, но в этом материале они по-новому смотрятся.

Еще один вертеп нам понравился. Его показал Хмельницкий областной театр кукол. Здесь, как и положено в вертепе, звучит рождественская тема. Но Рождество как бы пропущено сквозь время. Начинается представление с рождения Христа, далее по действию звучат стихи Ахматовой, Окуджавы, и таким образом Рождество проходит сквозь время.

— На какие мысли навел Вас «КУКАКТ»? Какие идеи Вы привезли?

Ирина Михайловна ненадолго задумалась:

— Внутри театров, которые находятся на вершине творческого развития, чувствуется дружная, творческая атмосфера. Когда в коллективе не каждый сам за себя, а все вместе, дружно работают на зрителя. Это наиболее ценно для меня. Профессиональный уровень труппы может быть высоким, но если нет особенного творческого духа… Если он есть, то всем хочется около него согреться, прикоснуться к нему, вдохнуть… Он и привлекает зрителя. Мне кажется, теплая атмосфера в театральном коллективе — это самое главное, что должно быть в театре. Ведь бывает так, что в семье и бедно, и голодно, а радостно. А бывает, люди живут в достатке, а толку нет.

Бывает, удается создать спектакль, где присутствует этот особый дух. Проходит время. Спектакль тот же, а в нем как будто чего-то не хватает. И сейчас основная моя забота — как сохранить истинную творческую атмосферу.

Надежда Якубова

г. «Новый город №», 2003 г., № 28


(1) Раешник или раёк — так в старину называлось представление, осуществляемое с помощью большого ящика с увеличительным стеклом. Через раёк показывались картинки религиозного содержания, например, Адам и Ева в раю.

(2) Вертеп — это переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Театры представляли собой приблизительно в рост человека ящики, обтянутые материей или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. В этих ящиках, чаще всего на двух ярусах, оборудовались две сцены. На верхней сцене изображался Вертеп, в котором родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет. На нижней сцене был дворец царя Ирода, где представлялись избиение Вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни.