КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Дорогой зритель! Если ты заскучал по острым ощущениям и хочешь припомнить давно забытое, например, что такое дрожь в коленях или мурашки по коже, посмотри спектакль «Изгнание беса». Если ты жаждешь совсем других ощущений, например, легких и развлечений, комедийной веселости, то пропусти эту постановку. Здесь отдохнуть тебе не дадут. Заставят напряженно думать, анализировать, переживать, покопаться в своих собственных мыслях о нашей непростой жизни. На этом спектакле театральный бинокль не понадобится, так как «Изгнание беса» будет проходить на малой сцене, так сказать, в непосредственной близости актера со зрителем, где недопустима малейшая фальшь. И игра актеров просто сногсшибательна!

Окончания спектакля ждешь, как избавления! Психологический поединок мужа и жены вначале развлекает, а потом все больше и больше настраивает против этих скандальных героев, злит и раздражает импульсивность сценического действия. Таковы первые впечатления от спектакля «Изгнание беса». Из театра возвращаешься мрачнее тучи.

Но волна ощущений слегка успокаивается, всё входит в свое привычное русло. Уже на следующий день после спектакля (а один из премьерных спектаклей был в черную пятницу 13 января, ничего себе символика, да?) я попыталась разобраться в своих чувствах. А помогает в этом маленькая предыстория к содеянному самим великим Олби.

663 представления в Нью-Йорке выдержала пьеса Э. Олби на Бродвее. Она называлась «Не боюсь Вирджинии Вульф». В 60-е годы она стала сенсацией. Здесь как бы с изнанки показан быт супружеской четы – «приватный ад американских интеллигентов». Такое по тем временам было редкостью в театре.

И вот год 1994, наш театр берет в работу пьесу Э. Олби. Почему? Недавно в одном из интервью режиссер нашего театра В. Арсеньев признался, что не любит простеньких пьес. Помните, он иронично произнес «Нам только «Просто Марии» на сцене не хватает». Сказал так – и создал сложную и мудрую постановку по пьесе драматурга-философа Э. Олби. И название-то какое дал, прямо в самую точку – «Изгнание беса».

В чем же суть? Главные герои Марта (актриса Э. Арсеньева) и Джордж (Б. Меликджанов) за двадцать с лишним лет супружеской жизни до смерти друг другу надоели и изощренно научились мучить друг друга. Самим им осточертело разыгрывать сцены, они понимают, что отвратительны, но стихийная ярость, злоба за исковерканные годы сталкивает их вновь и вновь, не дает остановиться. Тем более, что у них появились зрители – их ночные гости, молодая супружеская пара Ник (актер И. Головин) и Хани (актриса А. Доронина).

Откуда столько злобы, чего они бесятся? – возникает закономерный вопрос. Во втором действии ситуация слегка проясняется. Оказывается Джордж когда-то не выдержал поединка со своим деспотичным тестем, требовавшим от служащих и близких людей беспрекословного подчинения. Со временем Джордж примирился и со строптивостью своей избалованной жены Марты. Бросил научный поиск и превратился в сухаря и скептика. И не только он, все четверо героев пьесы так или иначе в своей жизни ради «прагматического продления американской мечты», ради материального благополучия неоднократно предавали свои идеалы. К этому добавляются причины интимного характера: обе пары бездетны. Все это и привело к их недовольству окружающими, к внутренней пустоте своего мирка.

Душевный вакуум Марта и Джордж заполняют выдумкой о сыне. Кульминация в спектакле наступает в тот момент, когда Джордж «протыкает воздушный шарик», уничтожает фантазию о сыне. Это настолько тяжело, что как бы отрезвляет супругов, возвращая к реальности, в какой-то степени их примиряет. И «изгоняется бес» навороченной за всю жизнь лжи.

Автор как-то обмолвился о главной цели пьесы – вызвать раздражение, разбудить людей, живущих как во сне. «Является ли пьеса нигилистической, аморальной, пораженческой? Что ж, на это позвольте сказать, что пьеса представляет картину нашего времени».

Хочется сказать: и нашего тоже. Только в наше время и нашей стране, пожалуй, эти проблемы острее. Неблагополучие – в обществе, неблагополучие – в семье. Одно связано с другим прочной нитью. От этого никуда не деться.

Присутствующие на спектакле сосредоточенно, с напряжением ждали финала спектакля. А в конце можно было услышать реплики: «Да разве это бесы? Что сравнимо с тем сатанизмом, который у нас у всех на глазах происходит: бардак в головах правителей, война в Чечне, экономическая неразбериха, скандалы в семьях, пьянство, драки, нищета, уголовщина…

Да уж. Как тут не согласиться! Бесы начинают свои дикие пляски именно в такие смутные времена. Достаточно вспомнить Достоевского. А пьеса актуальна как никогда, хотя и показывает лишь верхушку айсберга, именуемого злом. Важно, что она настаивает на его уничтожении и призывает к изгнанию беса.

На спектакле побывала Б. Нехорошева

г. «Городской курьер», 1995 г., № 5 от 20 января