КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

C 26 по 29 марта в Сарове проходил второй фестиваль театрального искусства для детей среди профессиональных театров и драматургов «Что за прелесть эти сказки», организованный департаментом культуры и искусства администрации города Сарова.

98 актеров из восьми городов России приняли участие в фестивале. За четыре дня фестиваля более двух тысяч зрителей посмотрели 11 спектаклей. В состав экспертной комиссии, которая просматривала и оценивала спектакли, вошли А.Ю.Смольяков (театральный критик, кандидат искусствоведения, преподаватель Российской академии театрального искусства, Москва), Е.И.Кириллова (профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской театральной академии, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Бурятии), Е.Г.Рогожникова (директор департамента культуры и искусства администрации города Сарова, заслуженный работник культуры РФ), В.Н.Ширин (главный художник Саровского драматического театра, заслуженный работник культуры РФ).


День первый

26 марта на суд зрителей и членов жюри было представлено три спектакля. Губкинский театр для детей и молодежи показал свою вариацию «Сказки о рыбаке и рыбке». Жюри отметило, что Губкинский театр предложил интересное решение постановки — так называемый хоровой сказ. Скоморошья ватага в исполнении актеров прекрасно разыграла пушкинскую историю. По словам экспертов, художником и режиссером-постановщиком спектакля была проделана колоссальная работа. Но вот предполагаемого интерактива — живого общения актеров со зрителями — к сожалению, не получилось.

Кинешемский театр юного зрителя имени народного артиста СССР Л.В.Раскатова привез в Саров скоморошью забаву «Кот и Людоед» по мотивам сказки Шарля Перро. Обсуждая эту постановку, председатель жюри Александр Смольяков отметил, что уровень театра по сравнению с позапрошлым годом (тогда на первом фестивале сказок Кинешма представляла детский спектакль, посвященный пропаганде правил дорожного движения) сильно возрос. Новая постановка получилась довольно-таки динамичной, в ней видна удивительная свобода общения со зрительным залом. И это, без сомнения, огромное достижение Кинешемского театра.

А вот театральную феерию «Алые паруса» Дзержинского театра драмы опытные эксперты разгромили в пух и прах. Действительно, спектакль получился весьма неоднозначным. Вместо красивой истории любви Ассоль и Грея зрители увидели скучную бытовую историю из жизни представителей неблагополучной социальной среды. Как отметила Евгения Ивановна Кириллова, несмотря на то, что выбор материала был очень своевременным, красивая сказка превратилась в банальное исследование социальных подробностей.

Александр Смольяков в своей критике резонно заметил, что спектакль распадается на отдельные блоки: бытовые сцены, арии (музыкальные монологи, выдержанные в стилистике французского мюзикла), романтические монологи, которые, по сути, дублируют арии. Одним словом, целостного действа не получилось.

Спектакль действительно не оправдал возложенные на него надежды: изрядно помятые декорации портили всю картину, а в приглушенном свете софитов с трудом можно было разглядеть лица актеров.

По окончании спектакля мы пообщались с представителями Дзержинского театра драмы.

Режиссер-постановщик спектакля Валентин Морозов:

— Когда мы приезжали два года назад к вам на фестиваль, жюри высказало пожелание о том, что хорошо было бы сделать настоящую сказку для взрослых. Поэтому спектакль «Алые паруса» мы специально готовили к этому фестивалю. Это наш эксклюзив — инсценировку мы сделали сами, а наш музыкальный руководитель написала музыку. Премьера этого спектакля состоялась в нашем театре в прошлом году. Публика замечательно принимает этот спектакль. Старшеклассникам очень нравится эта постановка, взрослые тоже от нее в восторге.

Главный режиссер Дзержинского театра драмы Андрей Подскребкин:

— Наш театр выполнят функции и театра юного зрителя, и драматического театра, и театра музыкального. Актеры Дзержинского театра — своего рода коверные клоуны: они могут все — ходить по канату, петь, танцевать. В год мы ставим около 7-8 спектаклей. Это обязательно детская сказка, юношеский спектакль, современная драматургия, ну и, разумеется, российская и зарубежная классика. Могу смело сказать, что наш театр пользуется большой популярностью у народа.


День второй

27 марта в профессиональный праздник, Международный день театра, на сцене саровского театра драмы состоялись два спектакля: утром юные зрители посмотрели сказку «Волшебные кольца Альманзора» Дмитровского драматического театра «Большое гнездо», а вечером на торжественной церемонии открытия фестиваля был показан уже знакомый саровскому зрителю детский спектакль «Карлсон вернулся!»

Постановка Дмитровского театра получилась действительно волшебной: яркие костюмы, необычные декорации и увлекательный сюжет не оставили маленьких зрителей равнодушными. Члены жюри также отметили необычную задумку общего образа спектакля, но, как сказали эксперты, этот красочный образ не был соотнесен с общим стилем постановки, и в результате за визуальной избыточностью пропали интересные актерские работы.

Постановку главного режиссера нашего театра Александра Ряписова «Карлсон вернулся!» экспертная «бригада» очень хвалила.

— Это необычайно интересное решение. Режиссер придумал удивительное пространство дома, где живет семья Малыша — в этом доме все кувырком: тут можно спрятаться под кроватью, а выйти потом из шкафа. Дом живет сам по себе, и в этом сказочном пространстве прекрасно существует так называемый «глюк» — безумно обаятельная крыса, которая при каждом своем появлении на сцене повергает зал в экстаз. И в этом есть глубинное ощущение духа первоисточника. Этот дух не бытовой, игровой реальности пронизывает весь спектакль, — так прокомментировал постановку Александр Смольяков.

Жюри отметило хорошую игру актеров, особенно, по словам критиков, удался дуэт Малыша и Карлсона.


День третий

28 марта своими сказочными постановками радовали малышей Московский драматический театр художественной публицистики («Сказки Пушкина»), театр юного зрителя города Заречный (кукольный спектакль «Бык, Осел и Звезда») и Мордовский государственный национальный драматический театр (музыкальная сказка «Злой Тэнгу»).

«Сказки Пушкина» члены жюри назвали достаточно предсказуемым спектаклем с простыми декорациями и неинтересными актерскими костюмами. Вместе с тем все судьи отметили очень бережное отношение к пушкинскому тексту.

Кукольный спектакль «Бык, Осел и Звезда» пришелся по душе членам жюри, они с большим удовольствием посмотрели эту вертепную постановку. Актеры сумели точными штрихами передать характер персонажей. Было здесь только одно существенное «но» — пропасть между залом и сценой, которая мешала целостному восприятию материала.

Спектакль «Злой Тэнгу», в основу которого легла японская национальная сказка «Журавлиные перья», стал первым спектаклем, на котором мнение жюри разделилось.

Александр Смольяков отметил хорошую сценографию спектакля. По словам критика, «Злой Тэнгу» — это настоящая восточная сказка, которая зачаровывает зрителя.

А вот Евгения Ивановна Кириллова весьма нелестно отозвалась о спектакле. По ее мнению, в данном случае можно было ограничиться обычной пантомимой.

— Этот спектакль — один из лучших детских постановок нашего театра,— признался в интервью ассистент режиссера Мордовского государственного национального драматического театра, актер Андрей Анисимов.— Он необычный, здесь есть и яркие костюмы, и причудливые декорации. Детям очень нравится эта японская сказка. Репертуар нашего театра весьма разнообразен. В последнее время мы делаем упор на современную драматургию. Отличительной чертой театра является то, что у нас нет своего режиссера, мы работаем только с приглашенными мастерами. Я считаю, что отсутствие постоянного режиссера — это большой «минус». В театре должен быть художественный руководитель, который вел бы репертуарную политику и направлял труппу в нужное русло.

Несомненный «плюс» театра — молодая труппа. Из 34 человек — 17 молодых артистов в возрасте от 24 до 35 лет. Это выпускники разных театральных училищ и вузов страны.

Финансирование нашего театра, в принципе, неплохое. Конечно, денег всегда не хватает, но что касается зарплаты, роптать не буду — на хлеб с маслом мне вполне хватает. Но на постановки выделяется не так много средств, как хотелось бы. На многом приходится экономить — порой мы приносим костюмы из дома и делаем декорации из подручных материалов. А вообще в последние годы наш театр очень вырос в профессиональном плане, мы не стоим на месте, постоянно развиваемся, и во многом этому способствует приток новых актеров.


День четвертый

В последний день фестиваля было показано два спектакля: кукольная постановка «Ай, да Братец Кролик!» саровского театра кукол «Кузнечик» и музыкальная сказка «…Считаю до пяти!» театра юного зрителя города Заречный. Также зрители и члены жюри посмотрели один спектакль вне конкурса — «Великий святой земли русской преподобный Серафим Саровский». Эту постановку подготовил Московский драматический театр художественной публицистики.

При обсуждении спектакля «…Считаю до пяти!» жюри отметило, что, несмотря на примитивную хореографию и непонятные костюмы актеров, в целом этот спектакль сложился в духе неплохого музыкального шоу.

Вечером 29 марта в Саровском драматическом театре состоялось торжественное закрытие фестиваля.

«Лучшим кукольным спектаклем» был признан «Ай, да Братец Кролик!» саровского театра кукол «Кузнечик». Призы за «Лучшую режиссуру» получили главный режиссер Саровского драматического театра Александр Ряписов (спектакль «Карлсон вернулся!») и режиссер театра юного зрителя г. Заречный Михаил Гаврилов (Спектакль «Бык, Осел и Звезда», номинация «Лучшая режиссура кукольного спектакля»).

В номинации «Лучшая сценография» победил спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» Губкинского театра для детей и молодежи.

Награды за лучшую мужскую роль получили Сергей Закаржецкий за роль Карлсона в спектакле «Карлсон вернулся!» (Саровский драматический театр), Юрий Юнушкин за роль Быка в спектакле «Бык, Осел и Звезда», (Театр юного зрителя г.Заречный) и Андрей Кипайкин за роль Тэнгу в спектакле «Злой Тэнгу» (Мордовский государственный национальный драматический театр).

Сразу две женщины стали лауреатами в номинации «Лучшая роль второго плана» — Елена Терешонкова за роль Сороки в спектакле «…Считаю до пяти!» и актриса саровского драматического театра Инесса Шевцова за роль Глюка в спектакле «Карлсон вернулся!»

Жюри учредило несколько спецпризов. Диплома за «Лучшее воплощение волшебной сказки» удостоился спектакль «Злой Тэнгу» (Мордовский государственный национальный драматический театр). «За убедительный контакт со зрительным залом и «разрушение четвертой стены» был награжден Кинешемский театр юного зрителя имени н. а. СССР Л.В.Раскатова. Специальный диплом «Надежда фестиваля» получила Олеся Климчук, актриса Дмитровского драматического театра «Большое гнездо», за роль Принцессы Апрелии в спектакле «Волшебные кольца Альманзора». Остальные театры-участники фестиваля, а также драматурги были отмечены дипломами фестиваля.

Екатерина Борискова, фото автора и Елены Пегоевой

г. «Вести города». 2013 г., № 14


Александр Смольяков: «Именно детский спектакль показывает состояние театра в целом. Если театр может поставить полноценную детскую сказку, это говорит о том, что уровень театра хороший, это значит, что любой взрослый спектакль ему по плечу»