КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Что нужно сделать для того, чтобы люди не предавали друг друга, своих жизненных принципов, детской мечты? Пьеса «Двое поменьше» всей своей сутью пытается ответить на этот непростой вопрос. Устами главных героев пьесы Манечки и Ванечки гласит истина: при любых обстоятельствах оставайся самим собой, тогда твой мир не обесцветится, не станет серым.

Когда я прочитала пьесу «Двое поменьше» новосибирского журналиста Екатерины Нарши, поразилась точности образов, злободневности темы. Подумала: «Так писать может только журналист!» Но у драматургии — свои законы. Огромнейшее значение в создании спектакля имеет и то, как выписаны образы, выстроены сцены, спектакль не должен быть перегружен репликами. Журналисты частенько грешат избытком слов, с помошью которых им приходится «рисовать» картинки окружающей действительности, а вот человеческие характеры, наоборот, иногда прорисовываются ими схематично, поверхностно. Актеры же мимикой, жестом могут выразить чувства, настроения, не поддающиеся словесному описанию. Лишь одна маленькая деталь в характере, мастерски усиленная актером, может порой создать достаточно глубокое представление о герое. В общем, тонкостей в работе над спектаклем по уже готовой пьесе всегда хватает.

В театре совершенно справедливо считают, что от пьесы до спектакля — дистанция огромного размера. И достойно преодолеть ее дано не каждому. Поэтому опасения насчет спектакля «Двое поменьше», конечно же, были. Эта работа была коллективным дебютом драматурга-журналиста Екатерины Нарши, режиссера-постановщика Анны Трифоновой, сценографа Юлии Клюгвант и композитора Елены Могилевской. Но первые же сцены премьерного спектакля рассеяли сомнения, удалось или не удалось этим четырем молодым женщинам сделать хороший спектакль. В общем, грант института «Открытое общество» Фонда Дж. Сороса, полученный в конкурсе «Театр на пороге XXI века», пошел в дело. Театр впервые осуществил проект поддержки молодых дарований, а молодые дарования, в свою очередь, очень даже неплохо поддержали театр.

Можно с уверенностью сказать: в репертуаре нашего театра теперь есть еще одна качественная постановка. По мнению большинства зрителей, получился современный, свежий, не похожий ни на какой другой ранее сделанный театром спектакль. Спектакль живет! Режиссерский дебют, без сомнения, удачен. То же самое можно сказать и в адрес драматурга, сценографа и композитора. Современны и удобны для сценического движения декорации-конструкции, попадает в цель музыка: особенно великолепны скрипки и флейта театрального оркестра! Игра актеров точна, им веришь. Хороши актерские работы молодых артистов И. Аввакумовой (роль Манечки) и А.Боровикова (роль Ванечки). Им удалось вполне искренне изобразить детство маленьких дворовых шалопаев, их игры, их восторги со словечками типа «зыканско», лазание по лестнице, прыжки, кувыркания и прочие дошколятские ужимки очень естественны, узнаваемы. Разве что только рост актера, игравшего Ванечку, являлся небольшой помехой в создании образа маленького мальчишки. А вот Манечка у Ирины Аввакумовой получилась очень натуральная. Зритель даже впал в состояние легкого заблуждения: неужели эту роль и впрямь играет девочка-подросток? Убедительны своей трагичностью в спектакле работы А.Рудченко и С.Злобиной (роли 50-го и его жены), заслуженной артистки Л.Романовой (роль старухи), Р.Судакова (роль дяди Георгия), М.Кашева, А.Опалихина, Р.Сванидзе, Р.Шегурова (матросы). На протяжении спектакля происходит развитие характера тети Вики, мамы Манечки (роль исполняет А.Доронина). Философична роль маляра, которого сыграл К.Алексеев. Горькая правда звучит в его словах: мир изменился, и изменился не в лучшую сторону.

Наиболее сильна по своему воздействию на зрителя финальная сцена спектакля. Зал буквально цепенеет в ожидании реплик главных героев, ждет и верит, что Манечка и Ванечка освободятся от всего лживого, напускного и станут такими же, как в детстве, искренними и будут поступать по совести. Особенно западает в душу последняя в спектакле реплика-желание Манечки: «Хочу, чтобы все было по-другому!» А смысл, пожалуй, заключается в том, что если мы не в состоянии сию минуту переделать этот мир, то нужно постараться, чтобы он не переделал нас. Когда-то Франческо Петрарка сказал, и эти его слова не случайно вложены отдельным листочком в программку спектакля, на них стоит обратить внимание: «Ибо из всех ваших дел, о смертные, ни одно не возбуждает во мне такого удивления и содрогания, как то, что вы умышленно поддерживаете ваши бедствия, притворяетесь, будто не видите грозящей опасности, и гоните от себя эту мысль, когда она навязывается».

Спектакль «Двое поменьше» заставляет размышлять, задумываться о своей жизни, о ее смысле, а это по нашим временам не так уж мало. Не правда ли?

Б. Нехорошева

г. «Городской курьер», 1998 г., 3 декабря