КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Какое профессиональное качество прежде всего определяет творческий почерк режиссёра? Мне представляется, что это выбор драматургии для её воплощения на сцене. Режиссёр В.Арсеньев уже более 20 лет удивляет зрителей своей непредсказуемостью в выборе драматургического материала. Причём, он во многих случаях берёт те произведения, которые либо не идут на сценах театров России, либо постановки их осуществлены в единичных театрах, И что самое главное, он берёт для постановок крепкую драматургию. Вот только некоторые из авторов, с которыми В.Арсеньев познакомил зрителей за несколько последних лет: М.Булгаков, К.Хиггинс, А.Касона. Его последний выбор превосходит все ожидания. Он взял для постановки инсценировку романа Эмиля Ажара «Жизнь впереди». Кто же он — Эмиль Ажар?

Миф. Такого писателя нет. Оказывается, есть другой — Ромен Гари, и оба они являются лауреатами Гонкуровской премии. Прямо-таки мистика какая-то. Оказывается, что не мистика, а величайшая мистификация XX века.

Итак, кто же этот писатель?

Гари — Ажар (Роман Касев, 1914-1980 гг.) выдающийся французский писатель русского происхождения, человек необычайной и трагической судьбы, одно из самых ярких явлений в современной французской прозе. Сенсацией стала опубликованная вскоре после самоубийства предсмертная исповедь писателя, разоблачающая беспримерную литературную мистификацию, в результате которой Ромен Гари оказался единственным в мире обладателем двух Гонкуровских премий: в 1956 году за роман «Корни неба» под фамилией Р.Гари и в 1975 году за роман «Жизнь впереди» под фамилией Э.Ажар. Причем, (случай уникальный за все столетие, что существует эта награда) жюри отдало предпочтение роману Ажара «Жизнь впереди» единогласно.

О книге говорили на всех углах, она переводилась, по ней был снят фильм с Симоной Синьоре в главной роли, делались инсценировки. А вот кто же такой Эмиль Ажар — не знал никто. О нём ничего не могли выведать даже досужие журналисты. В этом и заключалась суть виртуозной мистификации Р.Гари. Тем, кому хотелось бы представить себе, какой тип личности воплотился в Гари, надо прочесть одну из лучших его книг — автобиографический роман «Обещание на рассвете».

Символично для автора и само название «Жизнь впереди». Это для него как бы второе рождение. Гари не пережил вызова, брошенного судьбе, и покончил с собой. Писатель, который был Ажаром, остался как никем не опровергнутый поборник надежды, сохраняющейся в тягчайших обстоятельствах, сколько бы не доказывали, что сопротивление им бессмысленно.

Ошеломляющий успех романа «Жизнь впереди», где эта попытка осуществлена наиболее последовательно и талантливо, объясняется, помимо прочего, именно достоверностью, узнаваемостью изображения специфичной социальной среды, того самого «сора», из которого, не ведая стыда, растёт поэзия необыкновенного и сильного чувства человеческой сущности. С самого детства мечтой Гари было не меньше, как «сдёрнуть паутину, опутавшую мир, и явить всем лик мудрости и сострадания». Эти слова взяты из автобиографического романа.

В инсценировке А.Богатырёва сохранены все основные линии романа, его колорит и, что самое главное, он сумел сценическим языком передать философию и саму суть произведения «Жизнь впереди» — мудрость и сострадание.

Режиссёр В.Арсеньев, взяв эту пьесу для постановки, практически не сделал никаких вымарок, а тем более вольного смещения акцентов. Кстати, это тоже для него характерно. Он всегда уважает тех драматургов, которых берётся воплощать на сцене. Качество редкое для современной режиссуры. Необычный материал требует и необычного сценического решения. И В.Арсеньев его находит в плане соединения характера персонажа и его пластического повторения, либо обрамления, что тоже выбивается из традиционной стилистики постановок.

Для того, чтобы добиться гармонии в тончайшей психологической разработке образа, его пластики и общего рисунка спектакля, к нам в театр приглашён хореограф-постановщик Андрей Сергиевский. Он работает актёром в известном в Москве театре «Независимая труппа Аллы Сигаловой» и преподаёт сценический танец в Российской Академии театрального искусства. Два мастера сцены сумели осуществить единое стилевое решение постановки, а третий мастер — сценограф В. Ширин — сумел найти органичное и выразительное художественное решение спектакля.

Главную роль Мадам Розы, которая содержит брошенных детей, исполняет заслуженная артистка России Э.Арсеньева, а роли её воспитанников исполняют молодые артисты Р. Шегуров и М.Кашев (дебют).

Здесь как раз тот счастливый случай передачи опыта и профессионализма нашей театральной молодёжи, что очень важно в их творческом становлении. В спектакле заняты артисты: А.Наумов, Р.Судаков, К.Алексеев, А.Салтыков, А.Доронина, А.Боровиков, Н.Алексеева и Д.Казакова.

В целом же спектакль о бескорыстной, а не благотворительной любви, преданности и умении выстоять и сохранить человеческое достоинство в самых сложных житейских обстоятельствах и ещё о том, что несмотря на все беды и невзгоды у сильных духом жизнь ещё впереди. Премьера спектакля намечена на 14 и 15 февраля.

А. Шевцов

г. «Город №», 1998 г., 5 февраля