КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Какое профессиональное качество прежде всего определяет творческий почерк режиссёра? Мне представляется, что это выбор драматургии для её воплощения на сцене. Режиссёр В.Арсеньев уже более 20 лет удивляет зрителей своей непредсказуемостью в выборе драматургического материала. Причём, он во многих случаях берёт те произведения, которые либо не идут на сценах театров России, либо постановки их осуществлены в единичных театрах, И что самое главное, он берёт для постановок крепкую драматургию. Вот только некоторые из авторов, с которыми В.Арсеньев познакомил зрителей за несколько последних лет: М.Булгаков, К.Хиггинс, А.Касона. Его последний выбор превосходит все ожидания. Он взял для постановки инсценировку романа Эмиля Ажара «Жизнь впереди». Кто же он — Эмиль Ажар?

Миф. Такого писателя нет. Оказывается, есть другой — Ромен Гари, и оба они являются лауреатами Гонкуровской премии. Прямо-таки мистика какая-то. Оказывается, что не мистика, а величайшая мистификация XX века.

Итак, кто же этот писатель?

Гари — Ажар (Роман Касев, 1914-1980 гг.) выдающийся французский писатель русского происхождения, человек необычайной и трагической судьбы, одно из самых ярких явлений в современной французской прозе. Сенсацией стала опубликованная вскоре после самоубийства предсмертная исповедь писателя, разоблачающая беспримерную литературную мистификацию, в результате которой Ромен Гари оказался единственным в мире обладателем двух Гонкуровских премий: в 1956 году за роман «Корни неба» под фамилией Р.Гари и в 1975 году за роман «Жизнь впереди» под фамилией Э.Ажар. Причем, (случай уникальный за все столетие, что существует эта награда) жюри отдало предпочтение роману Ажара «Жизнь впереди» единогласно.

О книге говорили на всех углах, она переводилась, по ней был снят фильм с Симоной Синьоре в главной роли, делались инсценировки. А вот кто же такой Эмиль Ажар — не знал никто. О нём ничего не могли выведать даже досужие журналисты. В этом и заключалась суть виртуозной мистификации Р.Гари. Тем, кому хотелось бы представить себе, какой тип личности воплотился в Гари, надо прочесть одну из лучших его книг — автобиографический роман «Обещание на рассвете».

Символично для автора и само название «Жизнь впереди». Это для него как бы второе рождение. Гари не пережил вызова, брошенного судьбе, и покончил с собой. Писатель, который был Ажаром, остался как никем не опровергнутый поборник надежды, сохраняющейся в тягчайших обстоятельствах, сколько бы не доказывали, что сопротивление им бессмысленно.

Ошеломляющий успех романа «Жизнь впереди», где эта попытка осуществлена наиболее последовательно и талантливо, объясняется, помимо прочего, именно достоверностью, узнаваемостью изображения специфичной социальной среды, того самого «сора», из которого, не ведая стыда, растёт поэзия необыкновенного и сильного чувства человеческой сущности. С самого детства мечтой Гари было не меньше, как «сдёрнуть паутину, опутавшую мир, и явить всем лик мудрости и сострадания». Эти слова взяты из автобиографического романа.

В инсценировке А.Богатырёва сохранены все основные линии романа, его колорит и, что самое главное, он сумел сценическим языком передать философию и саму суть произведения «Жизнь впереди» — мудрость и сострадание.

Режиссёр В.Арсеньев, взяв эту пьесу для постановки, практически не сделал никаких вымарок, а тем более вольного смещения акцентов. Кстати, это тоже для него характерно. Он всегда уважает тех драматургов, которых берётся воплощать на сцене. Качество редкое для современной режиссуры. Необычный материал требует и необычного сценического решения. И В.Арсеньев его находит в плане соединения характера персонажа и его пластического повторения, либо обрамления, что тоже выбивается из традиционной стилистики постановок.

Для того, чтобы добиться гармонии в тончайшей психологической разработке образа, его пластики и общего рисунка спектакля, к нам в театр приглашён хореограф-постановщик Андрей Сергиевский. Он работает актёром в известном в Москве театре «Независимая труппа Аллы Сигаловой» и преподаёт сценический танец в Российской Академии театрального искусства. Два мастера сцены сумели осуществить единое стилевое решение постановки, а третий мастер — сценограф В. Ширин — сумел найти органичное и выразительное художественное решение спектакля.

Главную роль Мадам Розы, которая содержит брошенных детей, исполняет заслуженная артистка России Э.Арсеньева, а роли её воспитанников исполняют молодые артисты Р. Шегуров и М.Кашев (дебют).

Здесь как раз тот счастливый случай передачи опыта и профессионализма нашей театральной молодёжи, что очень важно в их творческом становлении. В спектакле заняты артисты: А.Наумов, Р.Судаков, К.Алексеев, А.Салтыков, А.Доронина, А.Боровиков, Н.Алексеева и Д.Казакова.

В целом же спектакль о бескорыстной, а не благотворительной любви, преданности и умении выстоять и сохранить человеческое достоинство в самых сложных житейских обстоятельствах и ещё о том, что несмотря на все беды и невзгоды у сильных духом жизнь ещё впереди. Премьера спектакля намечена на 14 и 15 февраля.

А. Шевцов

г. «Город №» от 5 февраля 1998 г.