КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Удивительна жизнь театральной актрисы. В ее судьбе как бы изначально заложена радость признания и грусть неизбежного прощания со сценой.

Так много еще тепла, силы, света, которым можно поделиться с другими, но время неумолимо.

Наша беседа с Тамарой Федоровной Шумской состоялась накануне ее бенефиса. Рассказывая о себе, она не жаловалась на жизнь.

Эта женщина красива, наделена неповторимыми чертами женского обаяния, талантом. Но все же почему-то возникает ощущение, что все эти качества востребованы в ее творчестве не в полной мере.

Краткий миг оперетты, а музыкальный театр просуществовал в городе всего два года, подарил певице Тамаре Шумской успех и любовь саровского зрителя. Актриса пела ведущие партии, играла главные роли. Ей была присвоена высшая категория. А вскоре администрация сообщила труппе о расформировании музыкально-балетной части театра. Театр вновь становится чисто драматическим. Из актеров оперетты и балета в театре остались единицы и в их числе Тамара Шумская. режиссер Щербаков разглядел в актрисе оперетты глубину драматического дарования. Т. Шумская играет ведущие роли в спектаклях «Черный дракон», «Странная миссис Сэвидж», «бешеные деньги», «Свадьба в Малиновке». Впрочем, расскажем все по порядку.

СУДЬБА

Шикарный голос достался Тамаре Шумской по наследству. У ее отца был красивый баритон. Сама Тамара о театре мечтала с детских лет, любила петь.

В 1942 году погиб на фронте отец Тамары, мама тяжело заболела. Поэтому мама мечтала, чтобы ее дочь стала врачом. К этому времени Тамара уже училась в технологическом. Но выполнив просьбу матери, Тамара поступила в медицинский институт. В ГИТИС пришла уже в двадцать один год. Для драматического отделения, как объяснили в приемной комиссии, она уже была старовата, а для оперетты имелись все данные. Училась Тамара у мэтров Покровского и Гончарова. Главный режиссер Большого театра также вел на отделении режиссерский курс, который студентка Шумская считала необходимым посещать. В 1961 году она успешно заканчивает отделение театрального института и получает приглашение на работу в Свердловский театр музыкальной комедии. Первые сыгранные ею роли пользуются успехом. Молодых актеров хвалят городские газеты. Вот, например, что писал «Вечерний Свердловск» 3 ноября 1961 года об игре Т. Шумской в музыкальном спектакле «Человек в опасности»: «Приятный и выразительный тембр голоса, умение подчинить исполнение характеру образа – в той мере, в какой позволяет это музыкальная драматургия…»

В это время Тамара Шумская работала и ассистентом режиссера. И все у нее получалось.

Режиссер музыкально-драматического театра Сарова М. Кларисов (а город тогда назывался Москва, центр-300) пригласил Т. Шумскую на работу. Города не было на карте, и история его была покрыта тайной. Поэтому молодые актеры не имели никакого представления о том, куда их приглашают. Так артистка оперетты из областного центра, города большой театральной культуры попадает в провинциальный Горьковский музыкально-драматический. Карьера молодой актрисы в первые годы продвигается по восходящей. Проходит еще несколько лет. В театре все реже становятся мюзиклы, хотя среди саровских зрителей немало любителей музыкального творчества.

В драматических спектаклях Тамара Федоровна берется за любые, даже самые маленькие роли. Почти ни один театральный концерт в театре не обходится без ее участия. Тамара Федоровна много работает в выездных концертах, на площадках, заводах города, активно участвует в постановках Жома ученых. А еще занимается общественной работой, является председателем ме6стного комитета в театре. И эта деятельность подготовила ее впоследствии к депутатской работе.

НОВЫЙ ТЕАТР

…мог бы красоваться на пустыре напротив «Заречного»

Когда Т. Шумская впервые увидела здание нашего театра, ужаснулась его состоянию. Особенно поразила та часть, где находятся гримерные. Помещения совершенно не располагали к творчеству, были совершенно не приспособлены для работы актеров. Внутренне трудно было смириться и с тем, что театр располагается в здании церкви. Когда Тамара Федоровна стала депутатом Горсовета, начала работать в комиссии по культуре. Комиссия первой подняла вопрос о создании в исторической части города охранной зоны и строительстве нового здания для театра драмы. Тамара Федоровна Шумская вместе с другими депутатами добилась согласия на строительство нового здания у министра Минатома Коновалова, заручилась поддержкой депутата Верховного Совета Ефимова, министра культуры СССР Губенко. С пониманием отнесся к этому делу и первый секретарь Горкома партии В. Ивановский. В архивных документах ВНИИЭФ с разрешения зам.директора Колесникова Т. Шумская нашла заключение комиссии ленинградских специалистов об аварийности той части монастырского здания, в которой находится театр (осадка фундамента, грунтовые карсты).

Строительство театра должно было производиться при условии долевого участия всех крупных предприятий города. Директора стройки и третьего завода согласились вложить средства в строительство, а администрации ВНИИЭФ и города отказались. Уже тогда начались финансовые трудности. Депутаты понимали, что для очередников гораздо важнее получить жилье, для сотрудников крупнейших предприятий – зарплаты. Но оглядываясь назад, становится понятно, что начинать строительство театра все же нужно было тогда. Теперь же это сделать будет в сотни раз сложнее, так как финансовых трудностей у города стало гораздо больше.

На счету депутата Шумской много добрых дел. Начиная с частных жилищных и прочих социальных проблем избирателей, которые она решала, кончая общегородскими. Например, вместе с другими депутатами добилась решения о газификации частного сектора. Именно она доказала необходимость газификации домов в Балыково. Как известно, в черте города уже ведутся работы по газификации, в будущем году будет газифицировано и Балыково.

БЕНЕФИС

40 лет на сцене и 30 – на сцене Горьковского драматического. И вот первый за всю жизнь бенефис.

Из-за семейных обстоятельств Тамара Федоровна Шумская этим летом не смогла поехать на гастроли. Решила прощаться со сценой. Директор театра Борис Сумбатович Меликджанов попытался отговорить, но не убедил.

Видимо, Тамара Федоровна подобное решение приняла тогда, когда захотела самостоятельно воспитывать внучку. Возможно, она ее научит любить искусство так же, как преданно любит его она.

В августе на юбилейном вечере у Нины Ивановны Кузьминой, Тамара Федоровна пела с настроением, вдохновенно, и так прекрасно выглядела, что многие ахали: как она хороша, прекрасно одета и молода! После этого вечера Тамара Федоровна вместе с концертмейстером Н. Беловой получила приглашение выступить перед американской делегацией, гостившей у нас в городе.

Многие ее друзья и коллеги по театру и Дому ученых собираются на бенефис замечательной артистки забытого нашим театром жанра – оперетты. Люди хотят еще раз насладиться теплотой, божественностью голоса ЖЕНЩИНЫ, КОТОРАЯ ПОЕТ!

Бэлла Нехорошева

г. «Городской курьер», 1996 г., № 62