КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Комедией У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» в прошедшую субботу начал свои гастроли в Тамбове Нижегородский областной театр драмы из города Сарова. Кстати, это историческое название возвращено городу недавно. Вернее, так назывался поселок, на месте которого в 40-е годы создали закрытую зону, куда собрали лучшие ученые силы страны для разработки ядерного оружия. Так поселок получил новое название КБ-11, а затем — Арзамас-16. Собравшиеся здесь люди совершенно не были «учеными сухарями», погруженными только в науку. Поэтому еще а 1948 году в закрытом городе появился театр. Причем основу труппы составили московские актеры и режиссер из Малого театра. Закрытость города отнюдь не препятствовала развитию театрального организма: пополнялась труппа, расширялся репертуар, режиссеры всегда были а курсе сценических новинок. Да и театр не оставался все время на одном месте: каждое лето — гастроли. Тамбовские гастроли, к примеру, для заместителя директора театра А. Лапиной уже 50-е по счету. География гастрольных поездок Нижегородского областного театра драмы широка. На июль 2002 года он обосновался на сцене областного драмтеатра, где будут показаны пьесы М. Булгакова, Н. Гоголя, Э. Ажара, Б. Рацера и В. Константинова, Н. Птушкиной. Начаты же гастроли были с комедии У. Шекспира. И неспроста.

Фантастическая пьеса драматурга, где наряду с людьми действуют эльфы, феи, амазонки, духи, где волшебство круто замешано на любви, а любовь творит чудеса, решена режиссером-постановщиком, Заслуженным артистом Российской Федерации В. Арсеньевым в не менее фантазийном ракурсе: выспренность свадебных приготовлений афинского герцога сменяет мильон любовных терзаний Гермии и Лизандра, Деметрия и Елены. Коварные замыслы царя эльфов Оберона по отношению к собственной жене Титании, царице фей, прерываются уморительными репетициями спектакля о Пираме и Фисбе группой ремесленников, решивших подготовить пьесу к свадьбе герцога. Надо сказать, что эти весьма пестрые действия нанизаны на очень оригинальный и прочный стержень. Веселый дух Пэк (Р. Шегуров), помощник Оберона, который считает, что «чем нелепей приключенье, тем мне больше развлеченья», появляется с невероятной скоростью то тут, то там, проделывая свои многочисленные шалости. Пэк-Шегуров обладает великолепной пластикой и заразительной энергетикой. Оттого постепенно по ходу спектакля зритель начинает встречать появление Пэка с нескрываемой радостью. Да и в конце представления пик оваций достается на долю Р. Шегурова. Он оказался действительно веселым духом летней ночи, душой спектакля. Хотя зрители весьма щедро отблагодарили аплодисментами каждого актера постановки «Сон в летнюю ночь».

Как было не отметить живую энергичную игру И. Аввакумовой (Гермия) или удачно найденный шутливый оттенок напыщенных речей Деметрия М. Кашевым и Лизандра — М. Солнцевым. Очень хороши в ансамбле оказались А. Рудченко (Пигва) , Р. Сванидзе (Миляга), А. Ломоносов (Основа), М. Афанасьев (Дудка), А. Салтыков (Рыло), А. Баханович (Заморыш). Их ремесленники — горе-артисты из постановки — глупы до смешного, нелепы до умиления. Разыгрывая откровенную нелепицу, актеры умудряются ввернуть столько шуточек и ужимок, что зрителю оставалось только забавляться происходящим на сцене.

Интересно решены и костюмы героев художником А. Глебовой. Откровенно сказочны одежды Оберона (К. Алексеев) и Титании (Н. Алексеева). Они ярки, красочны и прямо-таки завораживают. Актеры же очень удачно их обыгрывают. Оригинальна придумка и с волшебным цветком, испускающим многослойные разноцветные мыльные пузыри. В эти минуты зрители превращались в малых детей, с нескрываемым любопытством наблюдающих за пузырями, позабыв о действиях героев пьесы. Хотелось бы отметить отменную пластику актеров Нижегородского театра и удачные танцевальные номера (балетмейстер А. Сергиевский). Их персонажи настолько подвижны и гуттаперчевы, что на сцене создается впечатление непрерывного водоворота веселого действа. Заключительный «бергамский» танец а-ля рэп вызвал даже аплодисменты в зале. Завершился же спектакль «Сон в летнюю ночь» «Свадебным маршем» Мендельсона. И не только потому, что в финале празднуются три свадьбы героев, но и в силу исторического факта: композитор Мендельсон написал свой знаменитый марш, будучи очарованным этой пьесой У. Шекспира.

г. «Тамбовский курьер», 2002 г., 1 июля