КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

С театром из города Сарова, выступающим под маркой Нижегородского областного, рязанцы знакомы. Труппа приезжала 4 года назад, многие спектакли остались в памяти: булгаковский «Полоумный Журден», «Вид с моста» по пьесе Артура Миллера, «Женитьба Фигаро»… Запомнились актерские имена заслуженных артистов России Эммы Арсеньевой, Людмилы Романовой, Владимира Соколова-Беллонина, многих актеров театра — Светланы Злобиной, Максима Солнцева, Александра Бахановича, Анатолия Наумова…

В сегодняшнем гастрольном репертуаре театра названия пьес новые, за исключением «Дачного романа» Б.Рацера к В.Константинова, много новых имен, в основном молодых. Они заявлены самостоятельным проектом — рок-драмой «Крысы» в постановке Андрея Боровикова и премьерой «Трех мушкетеров».

Наш зритель поначалу шел на спектакли этого театра без энтузиазма, но нет ничего лучше, чем «беспроволочный телефон». Молва о том, что спектакли стоит смотреть, пронеслась по городу быстро, и на каждом следующем зрителей становилось вое больше. Художественный руководитель Юрий Бабин считает, что гастроли состоялись, а это значит, что зритель принял театр.

У театра г. Сарова в активе — 19 спектаклей, нам привезли — 9: репертуарная политика требует, чтобы «спектакли» не пересекались. Так, например, дома осталась гоголевская «Женитьба», лауреат фестиваля «Комедия на сцене нижегородских театров», а их в Нижнем Новгороде без малого десять. Полагали, что рязанцы свою «Женитьбу» давно смотрят, второй раз не пойдут. А жаль! Классика — всегда классика! И если судить по «Мертвым душам», то Николай Васильевич Гоголь саровцам по-настоящему интересен.

В постановке Владимира Арсеньева «Мертвые души» прозвучали мощно. Лично для меня стали центром гастрольной программы. И потому, что в спектакле заявлена вся труппа театра и множество интереснейших актерских работ. И потому, что спектакль демонстрирует зрелую режиссуру, глубокое проникновение, вслед за Михаилом Булгаковым (автором инсценировки «Мертвых душ»), в суть и подтекст известного произведения. Хотелось бы выделить и эмоциональную, умную игру Александра Бахановича в роли Чичикова. Удивительно гоголевским получился его герой, начиная с брусничного фрака в мелкую искорку, живым, узнаваемым по классическому тексту, и в то же время — жгуче сегодняшним, современным до содрогания. По накалу комической игры в пару к Чичикову можно смело поставить Ноздрева в темпераментном исполнении Андрея Рудченко. Здесь хорош, психологически точен и грим персонажа.

В спектакле много комедийных сцен, сыгранных с актерским блеском. Смех в зале — тому подтверждение. Но, посмеявшись, невольно вспомнишь пушкинские слова по поводу «Ревизора»: «Боже мой, как грустна Россия!»

Вообще, нынешним гастролям тон задают спектакли Виктора Арсеньева. Кроме «Мертвых душ», это «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира — красивая, немного наивная, но радующая своей чистотой и искренностью романтическая сказка. В ней особенно хорош Руслан Шегуров в роли Пека. Трагикомедия «Жизнь впереди» по роману Э.Ажара, в которой великолепно работает Эмма Арсеньева в роли мадам Розы. Игра актрисы заставляет забыть и о мелодраматическом сюжете пьесы, и об облегченной сценографии, и о пластике, язык которой мало оригинален. Но мадам Роза, старая женщина, собирающая вокруг себя брошенных детей, остается в памяти.

Большую популярность у наших зрителей получили спектакли «про нашу с вами жизнь»: «Дачный роман» и «Рождественские грезы». «Роман» написан в 80-х годах, «Грезы» — сегодня. Спектакли, поставленные разными режиссерами в разное время («Дачный роман» с успехом идет седьмой сезон) в постановке Анатолия Наумова, объединяет реалистическое прочтение, приправленное романтическим флером нашей чисто человеческой мечты о счастье, о счастливом исходе любых неприятностей. Они похожи на соломинку, за которую хватается утопающий. Может быть, поэтому так нравятся зрителю. И конечно, в обоих спектаклях нельзя не отметить достойную игру Людмилы Романовой и ее замечательных партнеров Владимира Соколова-Беллонина (великолепная пара в «Дачном романе»), Константина Алексеева, Светлану Злобину, Ольгу Берзину в «Рождественских грезах» (постановка Василия Богомазова).

Саровский театр отличается тем, что в одном коллективе работают вместе актеры драматические, кукольники, певцы и музыканты. Есть живой оркестр, есть хореографическая группа. Часто актеры-кукольники играют драматические роли. Хорошо, когда есть широкое поле для творческой деятельности, плохо — когда в спектакле чувствуешь диссонанс, разные школы актерской игры, разную степень подготовки актеров. В небольших по составу постановках этот сбой менее заметен, но когда на сцене собирается вся труппа, невольно ловишь себя на мысли о провинциализме театра. И дело тут даже не в актерской технике, скорее, в сценографии и сценическом костюме. Художники театра увлекаются атласными шелками — типом ткани, менее всего годным в спектакле: они бликуют, не держат свет, плохо гармонируют с оформлением, часто мешают созданию нужной атмосферы. К сожалению, во многих театрах, особенно в провинции, утеряна культура сценического костюма, фактура которого создается фантазией художника буквально из воздуха, а не из дорогих импортных тканей. Невольно задаешься вопросом и о художественном вкусе создателей спектакля: чего стоят, например, желтые сапоги местного пошива на молниях, в которые обуты изящные ножки Миледи в «Трех мушкетерах»! Другой пример — ироническая комедия Поля Скаррона «Хозяин-слуга», в которой сценография, костюмы, музыкальное оформление, режиссура, тексты песен и интермедий принадлежат одному лицу — Владимиру Бондарю. Не могу сказать, что такого рода всеядность положительно повлияла на качество спектакля.

Для саровского театра переломным станет год 2003-й. Коллектив въедет в новое здание, пока же он находится в перестроенном храме Серафима Саровского. 2003 — год канонизации святого Серафима. Возможно, старец возьмет под свое крыло и театр — «бесовское действо», как говорили в старину отцы церкви, но и кафедру, с которой можно сказать людям о многом.

Татьяна Шестакова

г. «Рязанские ведомости», 18.07.2001 г.