КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Премьера постановки Саровского режиссера Игоря Федоровича Головина «Цилиндр» по пьесе Эдуарде де Филиппе собрала в зрительном зале театра не только заядлых театралов, но и предвыборный бомонд. Впрочем, это так, лирическое отступление, навеянное набирающей обороты предвыборной кампанией.

«Цилиндр» — это, по сути, притча о том, как деньги меняют и даже ломают людей. Тема очень актуальная в наши дни.

Итак, компания безработных людей должна срочно раздобыть крупную сумму денег для уплаты долга. И они придумывают аферу, примитивную, но приносящую реальный доход: замужняя барышня заманивает с улицы «лохов» под видом проститутки, потом разыгрывает нехитрую комедию с ломанием рук и истерикой о том, что деньги ей нужны на похороны только что умершего мужа. А якобы умерший супруг лежит на единственной в доме кровати…

Кульминация интриги: в дом Риты (актриса И.Аввакумова) наконец попадает богатый клиент Аттилио (засл. артист РФ В.Соколов-Беллонин), который раскусывает аферу. Он хочет получить свое и потому сначала удваивает цену, потом утраивает, а потом сумма начинает зашкаливать, и у аферистов начинается ломка: а не отдать ли, в самом деле, барышню этому старому развратнику?

Сцена торга — самая вкусная часть спектакля, которая держит зал в напряжении. Изюминка в том, что зрители начинают сопереживать героям пьесы и примеривать ситуацию на себя. Честное слово, самое интересное в этот момент происходит не на сцене, а в зале. Потому что на лицах только что смеявшихся людей можно прочитать весьма любопытные признания. Одна из зрительниц на премьере тихо выдохнула: «Я бы уже согласилась…»

Это голая правда жизни: каждый человек имеет определенную цену, за которую готов поступиться своими принципами. Эту ситуацию обыгрывают, например, создатели известного американского фильма «Непристойное предложение» или французский классик Ги де Мопассан в легендарной «Пышке». Вообще целый ряд пьес и фильмов исследует сложный процесс личностной ломки людей в момент соблазна. Порой человек принимает решение под давлением близких людей или просто окружающих, и это, пожалуй, самое печальное: когда тебя используют. Я думаю, это чувство хотя бы раз в жизни возникает у каждого человека.

Чем закончился торг, я не скажу — сами увидите, если пожелаете. Но в конце этой поучительной истории Рита уходит от мужа и от друзей. Куда?

А вот это вопрос любопытный. По-моему, она уходит к этому старому развратнику.

Потому что она после пережитого унижения бросает своему сломанному торгом супругу Артуро (актер Р. Шегуров) фразу, мол, только у этого «старого сумасшедшего настоящий цилиндр». Цилиндр — это, по Эдуардо де Филиппе — символ порядочности, стоит только его надеть, и самый последний бедняк ощутит собственное достоинство. Но Рита приходит к выводу, что настоящий цилиндр — у богатого старика.

Вывод-то очень спорный. Легко быть честным и порядочным, имея в кармане деньги. И очень трудно не предать себя, будучи бедным. И людей, которые оказались вовлечены в эту драму, — бедного хозяина квартиры дона Агостина (А.Рудченко), его любовницу Беттину (В.Стольникова), Риту и ее мужа — можно только пожалеть. Что касается достоинств и недостатков постановки, то о них пока судить трудно. Спектакль еще не вошел в нужный ритм, местами он затянут (зрители в эти минуты дружно шуршат программками. Верный признак — сцены нужно «резать»). Но отрадно видеть на сцене заслуженного артиста РФ Владимира Соколова — Беллонина, который после роли Короля в постановке «Голый король» по Шварцу не сыграл ни одной главной роли. Три года бездействия!

Любопытна в роли Риты Ирина Аввакумова. Актриса, на которой держится добрая половина нынешнего репертуара театра, вынужденная во многих постановках играть без дублера, в основном составе, демонстрирует новые грани своего таланта.

Актриса Виктория Стольникова, которая также до сих пор редко выходила на сцену, наконец-то попадает в «свою роль». Ее Беттина — женщина с ярким темпераментом и бурным прошлым. А Стольниковой прекрасно удаются характерные роли.

Единственное, что смущает в этом спектакле, — абсолютно неприкаянная массовка на заднем плане. Понятно, раз уж речь идет о бедном квартале итальянского провинциального городка, то там непременно должны быть кумушки и бездельники, которых хлебом не корми — дай подглядеть в замочную скважину или в окно. Только с ролью любопытствующих прекрасно справлялся зал. А вот фигуры на заднем плане (Боже, засл. артистка РФ Людмила Романова — одна из этих фигур! Ей королев играть, а не итальянских старушек!) ничего спектаклю не прибавляли. Скорее даже наоборот. Для таких тонкостей и существует режиссер. Обратите внимание хоты бы на американские фильмы, где задний план, особенно в комедиях, проработан до мелочей. Поэтому некоторые американские комедии приходится смотреть дважды. Второй раз — именно из-за второго плана.

Ну, да и при этом при всем спектакль вполне подходит для саровской сцены. Пусть не прибавляет ей славы, но и не снижает того уровня, который был задан театром на протяжении последних лет. И еще раз о зрителях. Вернее, об одном-единственном зрителе, которому стоило присудить звание «Самого благодарного зрителя Саровского театра». Это Владимир Михайлович Карюк, руководитель предприятия «Бинар». Мало того, что он посещает каждую премьеру, так он не забывает о цветах для актеров. И всякий раз он раздает огромные букеты по цветочку каждому актеру. После «Цилиндра» это были розы. Вот пример — другим наука!

Елена Трусова

г. «Старый город №», 2000 г., 9 ноября