КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Богатый одинокий месье Амилькар нанимает актрису Элеонору, проститутку Виржинию, художника Машу, вменяя им в обязанности разыгрывать чувства любви и привязанность, такую, если бы он действительно был для них – мужем, отцом и другом.

Постепенно Элеонора, которая исполняет роль жены Амилькара, по-настоящему влюбляется в него. Соприкасаясь с этим чувством, все окружающие становятся мягче, добрее и отзывчивее, расцветает Вирджиния – дочь, полон вдохновения Машу. Но в этой жизни за все надо платить.

Такова сюжетная линия новой постановки Виктора Тимофеевича Арсеньева «Амилькар» по пьесе французского драматурга Ива Жамиака, которой театр открыл очередной сезон.

Пьеса очень известна в театральных кругах, и к ней обращались и обращаются самые известные режиссеры. И причина этой популярности – в широких возможностях, которые предоставляет пьеса постановщикам и актерам. И даже финал можно трактовать по-разному.

В. Т. Арсеньев уже не в первый раз возвращается к форме «театр в театре» (достаточно вспомнить «Сон в летнюю ночь» или «Любовь моя – театр»). Но если предыдущие постановки были комедийными, то «Амилькар» — спектакль трагедийный. Режиссер делает акцент на психологию персонажей, и это, безусловно, верный шаг: на протяжении всего спектакля зрители вместе с мсье Амилькаром играют в «верю — не верю».

Главный лейтмотив постановки – это мысль: «мы верим в то, во что хотим верить». Если мы поверили, что нас любят, и это совпало с реальностью – мы счастливы. Если выходит иначе – мы несчастны. И, как это часто бывает в жизни, нам порой очень хочется верить кому-то или во что-либо, но «обжегшись на молоке», дуем на воду. Перед зрителями встают очень простые и в то же время очень сложные вопросы: умеем ли любить, способны ли мы распознать истинные чувства, способны ли верить в лучшее, имея за плечами груз разочарований и предательств?

В главных ролях заняты ведущие актеры нашей труппы: заслуженная артистка РФ Э. И. Арсеньева (Элеонора), заслуженный артист РФ В. Б. Соколов-Беллонин (Амилькар), заслуженная артистка РФ Л. А. Романова (Мелия), А. Наумов (Машу), а также молодые актеры М. Кашев (Поло) и С. Акимушкина (Вирджиния).

Мсье Амилькар – это очевидная творческая удача Владимира Соколова-Беллонина. Предстающий перед нами вначале сухарь, застегнутый на все пуговицы, барственный и деспотичный, под влиянием людей, окруживших его, Амилькар становится счастливым. Еще немного – и он увидит то, что уже видим мы, зрители. Вот еще немного, еще… Исполнительское мастерство актера настолько высоко, что он способен втянуть нас в игру, заставить сопереживать, сочувствовать, радоваться вместе с ним и вместе с ним разочаровываться.

И рядом – не менее удачная работа Эммы Ивановны Арсеньевой. Перед актрисой стоит очень сложная задача: от бездарного наигрыша ее героиня приходит к настоящей любви. Элеонора запутывает Амилькара, запутывает зрителей и запутывается сама в паутины вымысла и реальности. «Пусть любовь идет к черту, если ее никто не может распознать», — отчаявшись, громко говорит она. Но все же любовь рождается. Любовь без притворства. Любовь, способная творить чудеса и достучаться до самого черствого сердца. Элеонора – это, по сути, движущая сила всего спектакля. Она, как бы пружина, заводит действие, и не дает зрителю ни на секунду расслабиться. Вместе с ней зритель проходит сложный путь любви и веры.

Конечно, нельзя оставить без внимания и роль Анатолия Наумова. Его Машу – единственный персонаж во всем спектакле, который твердо помнит, что его наняли играть определенную роль – роль преданного друга, и не путает выдумку и реальность. Он тоже получает дивиденды от странных обстоятельств – к нему приходит успех, он создает гениальные произведения, он переполнен вдохновением. Но, взяв свое, он разрывает контракт. Удар, который наносится Амилькару, рикошетом бьет по Элеоноре… Игру Наумова в любом спектакле отличает особенная точность, выверенность. Он избегает штампов. И Машу – это отдельный образ в галерее всех сыгранных на наших подмостках ролей в послужном списке актера.

Вообще актерам удалось достичь на сцене некоего единения, ансамбля, в котором нет ведущего голоса, а все равны. Даже молодая актриса Светлана Акимушкина, которая совсем недавно появилась в нашей труппе, выглядит рядом с заслуженными именитыми актерами очень достойно. Ее Вирджиния – самый счастливый человек в этой «труппе для Амилькара». Все, чего ей не хватало в жизни, – семьи: волевого отца, заботливой матери, совместных ужинов, общих забот. «Если бы твоей семьи не существовало, ее следовало бы выдумать», — говорит Вирджинии ее возлюбленный Поло, который так и не поверил, что семья Вирджинии – фальшивая. И как больно Вирджинии, тоже поверившей в реальность «отчего дома», уходить из него по окончании контракта.

Главный враг человека – это он сам. Старое изречение находит подтверждение в трагической судьбе Амилькара. «Мы больше не играем, пора разгримировываться». Эта фраза становится сигналом к развязке. Хэппи энд? Как бы не так! С этих слов и начинается настоящая трагедия. Амилькару после падения занавеса жить уже нечем – человек, который платит, проиграл. По-чеховски в финале он стреляет. Конечно же, в самого себя, ибо Амилькар, словно предвидя такую развязку, с деланным равнодушием говорит: «Придется платить самим собой».

Зрители, которые уже посмотрели спектакль, отмечают не только высокий художественный уровень, но и прекрасные танцы – танго в постановке московского хореографа Андрея Сергиевского, который уже не первый год сотрудничает с нашей труппой. Номера в его постановке – как бутылка для хорошего вина – поддерживают форму спектакля.

Остается надеяться, что «Амилькару» уготована долгая и счастливая судьба на саровских подмостках.

Елена Трусова

Первая Саровская информационно-развлекательная газета, 2004 г., № 83