КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Этой весной в Нижегородской области состоялся традиционный театральный смотр-конкурс «Творческая удача». Его формат весьма своеобразен: в течение пары недель столичные и местные критики смотрят все премьеры сезона, а потом сами выносят вердикт, кто в спектакле конкретного театра и города этой премии заслуживает. И надо признать, по-хорошему удивили заезжих гостей спектакли именно малых городов.

Собственно, Нижний Новгород театралам представлять не надо: в нем много театров на все вкусы, творческие пристрастия и возрасты. Знаменитая Нижегородская драма, популярный ТЮЗ, набирающий очки театр «Комедiя», любопытный кукольный, несколько музыкальных коллективов, да и учебные театры городского училища и консерватории тоже регулярно показывают горожанам дипломные спектакли выпускников.

Но замечательно, что театральное искусство здесь отнюдь не сосредоточено в областном центре – в малых городах оно развито и любимо публикой не меньше. Причем, несмотря на трудности существования, театры в них не избегают смелых поисков и экспериментов. Мы успели посетить четыре города: Саров, Дзержинск, Кстово и Арзамас, где посмотрели спектакли пяти театров, которые работают в очень разных условиях – как финансовых, так и «жилищных». Но не один коллектив не породил ощущения ненужности своему городу и уж тем более сожаления по поводу артистов, режиссеров, художников и других подвижников, которые там трудятся.

Пожалуй, в наиболее сложных условиях работает сегодня Арзамасский театр драмы, ведущий свою историю с 1943 года. Великолепное здание, в котором этот коллектив много лет играл свои спектакли, сейчас можно увидеть лишь на сайте театра. Вот уже который год идет то ли реконструкция, то ли реставрация, а театр тем временем вынужден делить помещение с городской музыкальной школой. И перед началом спектакля в коридорах этого типового школьного здания можно встретить и загримированных актеров, которые торопятся на сцену, и юных музыкантов, спешащих домой после занятий.

Тем не менее, главный режиссер театра Аман Кулиев представил на суд жюри не какую-нибудь малобюджетную поделку, а спектакль «Ромео и Джульетта», да еще в новом, не очень знакомом публике переводе Осии Сороки. Материальные трудности постановщик обернул на пользу спектаклю, который благодаря художнику Владимиру Дубровскому превратился в балаганное действо, площадное, средневеково-мрачное, грубоватое. А Джульетта в блистательном исполнении Елены Быстровой стала лирическим центром спектакля. Актриса получила приз «Творческая удача» и действительно играла так, что и в столице могли бы позавидовать.

В маленьком городке Кстово есть только театр кукол, который тоже не имеет своего помещения и приютился на первом этаже и в подвале обычного жилого дома. В этом пространстве спектакли играются два-три дня в неделю, а в остальное время артисты и руководство не считают ниже своего достоинства выезжать в детские сады и школы. Но вот, что хочется отметить особо: в кукольном театре небольшого города давно не доводилось видеть такой высочайшей постановочной культуры. В спектакле «Огниво» (режиссер и художник Вячеслав Житков) и куклы, и декорации выполнены виртуозно, с любовью к деталям – они были смысловыми и зрелищными одновременно. А постановка сочетала в себе приемы традиционного театра кукол и новаторские видеопроекции и песочную анимацию. Так что зрителям этого театра можно только позавидовать, а коллективу пожелать успехов.

Дзержинский театр кукол показался более традиционным, но ни в коем случае не старомодным. По крайней мере, спектакль «Гулливер в стране лилипутов» опытного режиссера Владимира Казаченко представил и редко используемые петрушечные куклы, и живой актерский план (Гулливер – Андрей Тихонов), и привычные декорации, и компьютерную анимацию. Для коллектива этого театра главное – создавать так называемые семейные спектакли, где каждый зритель, будь то ребенок или бабушка, обязательно вычленит из множества смыслов свой – и в результате все останутся довольны.

А вот Дзержинский театр драмы славится преданной публикой, которая, как нам рассказывали, своих артистов и режиссеров, а также и спектакли в целом в обиду ни за что не даст. Бывали даже случаи, когда заезжих критиков очень просили быть беспристрастными, но мягкими – чтобы не нанести ненужную травму. У этого коллектива все хорошо не только с публикой, но и с прекрасным поистине театральным зданием. Здесь почти всегда аншлаги. Есть профессиональные артисты и весьма грамотное руководство, которое не боится рисковать и доверять премьерные спектакли на большой сцене начинающим режиссерам.

Таков, например, «Стеклянный зверинец» в постановке молодой актрисы Марии Шиманской, завершающей свое режиссерское образование в Щукинском училище в Москве. Шиманская показалась достаточно перспективным режиссером: с первой попытки отлично справилась с укрощением большой сцены, виртуозно вписав в нее (с помощью художника Ирины Евдокимовой) обычно играемую в камерных залах пьесу Теннесси Уильямса. Режиссер поработала с театрализацией действия и пространства, с «новыми формами» и традиционной психологией, а также уверенно управляла эмоциональным состоянием зрителей. Спектакль вмещал в себя «неопределенное время», заданное автором, отстранение от разыгрываемой сегодня истории и возвращение к ней. Актеры Юлия Ильина (Аманда), Екатерина Балунина (Лаура), Денис Мартынов (Том) и Вячеслав Рещиков (Джим) точно и тонко сыграли все нюансы притяжения-отталкивания героев.

Наконец, Саровский драматический театр, возглавляемый директором Мариной Першиной. Он произвел, пожалуй, самое сильное впечатление. Как, впрочем, и сам Саров – закрытый, а потому чистый и ухоженный город, в котором нет преступности и доминирует научно-техническая элита.

Да, там тоже случаются конфликты – например, идут споры между церковью и светскими учреждениями о территориях и помещениях. Но где сейчас такого нет? Зато к театру отношение весьма серьезное. Для него выстроено роскошное новое здание. Правда, оно еще не до конца введено в эксплуатацию: Марина Першина пригласила нас на своеобразную экскурсию по стройплощадкам, где уже сегодня можно проводить затейливые квесты, а в будущем будет устроена малая сцена.

Одним из самых важных спектаклей нашего нижегородского путешествия стала чеховская «Чайка», поставленная Антоном Милочкиным. Любопытная, живая, нервная, современная постановка, парадоксальным образом соединяющая новые формы с традиционными. Этот спектакль словно бы поставлен самим Треплевым, проверяющим свои идеи на прочность. И в то же время здесь угадываются мотивы постановок знаменитого столичного режиссера-художника Дмитрия Крымова, когда персонажи оказываются в замкнутом и забытом мире, где они, все знающие наперед, каждый вечер словно для самих себя разыгрывают эту историю, потому что иначе нельзя.

Впечатляет сценография Александра Зыбина с настоящим песком, в который уходят человеческие жизни, с луной-часами, напоминающими о быстротечности времени, и интересные актерские работы Александра Бахановича (Сорин), Андрея Опалихина (Шамраев), Юлии Николаевой (Маша), Максима Солнцева (Тригорин).

В заключении стоит отметить: практически все театры Нижнего Новгорода и области – директорские. Это то, что принято называть интендантским форматом: директор сам составляет репертуарные планы, выбирает режиссеров и, в принципе, осуществляет творческую политику. Однозначно сказать, хорошо это или плохо, сегодня невозможно. С одной стороны, институт художественных руководителей теряет свои позиции, потому что ответственности много, а свободы меньше. С другой – директора не только знают потребности своей публики, но и умеют считать деньги, что сегодня немаловажно. Но то, что нижегородская область в театральном отношении представляет безусловный интерес, даже и обсуждать не надо.

Ирина Алпатова

МИТ-ИНФО, 2016 г., № 2