КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Вряд ли автор подозревал, что его комедия с первоначальным названием «Банкрот» сможет когда-нибудь послужить своего рода пособием для начинающих бизнесменов. Имеется в виду бизнес по-русски.

Владельцев акционерных обществ и директоров предприятий по типу популярных в Сарове «Нижегородца» и «Вест-маркета» никак не заподозришь в безмерной любви к русской классике. Нельзя поэтому даже предположить, что пьеса «Свои люди – сочтемся!» является их настольной книгой. Тем не менее, бизнес «по Островскому» близок ныне живущим деловым людям.

Обман в пьесе показан как внутренний стержень российского бытия. Приказчик Подхалюзин (его роль исполняет актер А. Опалихин) из мелкого жулика вырастает в крупного афериста. А может быть – в делового человека? Если бы Подхалюзин жил в наше время, как бы мы оценивали его действия?

В комедии узнаваемы ситуации, понятны деловые разговоры купцов за самоваром, идет ли речь о бирже, ценных бумагах или векселях. Вот только долговая яма для банкротов в наши времена почему-то не предусмотрена.

Главный персонаж пьесы (в спектакле – актер В. Соколов-Беллонин) купец Большов назван критиками поэтом обмана. Решаясь на фальшивое банкротство, он делает это решительно и страстно. Идея накопительства становится манией. Он обманывает и заимодавцев и конкурентов легко, не задумываясь о последствиях. Надувательство окружающих – предмет тайного тщеславия делового человека. Непростительно в обществе бизнесменов лишь одно – если обман выйдет наружу, станет достоянием гласности. Поэтому Самсон Силыч так нервничает, когда читает в газетах объявления о чужих банкротствах. Кстати, нынешние самсон силычи тоже боятся проскальзывающей в прессе информации о состоянии дел в их фирмах, особенно когда причинами банкротства начинает интересоваться налоговая инспекция. Похоже, и на премьере громче всех аплодировали актерам обманутые вкладчики и векселедержатели.

Удивительно современная постановка, смешная, философски-утонченная!

Спектакль по пьесе Островского – дипломная работа выпускника Московской театральной академии Юрия Клепикова. Особенно удачная роль в спектакле, по-моему, — у молодого актера нашего театра Максима Солнцева. Он сыграл дворового мальчишку Тишку. В своей пьесе А. Островский крупными мазками «нарисовал» Большова, Подхалюзина и Липочку. С этими «героями» все ясно. А вот эпизодическая роль Тихона – лишь в набросках. И тем более важно потому было сыграть это легко, и смешно, и умно. Хитрый и коварный Тишка, по замыслу автора и в режиссерском прочтении роли, в будущем сможет «переплюнуть» в вопросах бизнеса самого Подхалюзина. Образ поджидающего своего часа юного и опытного обманщика Тихона – своего рода предвидение великого драматурга.

В спектакле много внимания уделяется внешней атрибутике. Декорации выдержаны в стиле купеческих домов. Им подстать и костюмы. Оформлением спектакля занималась студентка Московской театральной академии художница Анастасия Глебова.

Символична заключительная сцена постановки. Прием театра лубка, как кажется, использован режиссером не случайно. Владельцы торговой лавки Подхалюзин, Липочка и прислуживающий им Тишка зазывают покупателей в магазинчик, купленный на деньги сидящего в долговой яме Самсона Силыча. Обещая честную торговлю, они весело поигрывают кукольными фигурками Петрушки, Солдата-молодца и Барышни-купчихи. Подобное лицедейство заставляет зрителя всерьез задуматься о превратностях судьбы и улыбнуться своим самым сокровенным мыслям и смелым догадкам.

Бэлла Нехорошева

г. «Городской курьер», 1996 г., № 16