КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

В Российской провинции немало театров с долгой и славной историей. Ульяновский театр драмы ведет свою летопись с конца XVIII века, 263 года Российскому академическому театру драмы им. Ф. Волкова в Ярославле, Астраханскому драматическому — 203. Да что далеко ходить: нашим соседям, Нижегородскому драматическому театру уже более 200 лет. Но и цифра 65 для Саровского драматического театра — а именно столько ему исполняется в этом сезоне — не кажется маленькой, особенно если вспомнить, что театр практически ровесник самому городу.

В апреле 1946 года было принято решение о размещении на месте поселка Саров конструкторского бюро, где должны были начаться работы по созданию первой советской атомной бомбы. А через три года был издан приказ за подписью директора генерал-майора П.М. Зернова об открытии театра. Для создания атомного оружия на сверхсекретный объект привлекли лучшие умы страны, и этим людям необходимы были условия не только для плодотворной работы, но и для интеллектуального отдыха. Открытие театра стало важным событием в жизни города.

Его первые, а потом и постоянные посетители — ученые, чьи имена сегодня известные всему миру: А.Д. Сахаров, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, Е.А.Негин, Н.Л. Духов и многие другие. Уже в августе 1949 года в театре шли премьеры спектаклей К. Гольдони «Трактирщицы» и «Роковое наследство» Л. Шейнина. И в то же самое время на полигоне близ Семипалатинска осуществлялось успешное испытание атомной бомбы. На объект приезжали лучшие специалисты в области ядерной физики, а для работы в театре приглашались талантливые творческие люди. Например, первый режиссер Владимир Бернс приехал из Малого театра России. А с ним артисты Л. Бернс, В. Лысых, А. Лысак (эта актриса была известна по фильмам «В шесть часов вечера после войны» и «Свинарка и пастух»), А. Орынянская, В. Горюнов. Попасть в то время на объект было очень ответственно и почетно.

Размещался театр в здании монастыря (бывший храм над кельей Серафима Саровского). Там шли репетиции и представления, работал духовой оркестр, создавались (пока что от руки) программки и афиши. Труппа росла: уже в 1953-м в ней было 26 артистов, в том числе любимцы публики Лидия Данилова, Николай Кочергин, Николай Земский, Нина Кузьмина. Приехали профессиональные художники-постановщики Ефим Денисович Гоголев, Ираида Васильевна Тарасова. Ежегодно театр выпускал 6-7 новых спектаклей по пьесам А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.М. Горького, Ф. Шиллера, У. Шекспира, К. Симонова, А. Арбузова и непременно несколько концертных программ.

Объект, ставший секретным городом, то и дело менял название: Шатки-1, Москва-центр 300, Арзамас-75, Арзамас-16, Кремлев, Саров. Перемены не миновали и театр. В 1956 году он был реорганизован в музыкально-драматический, пополнившись солистами, оркестром, хором и балетом. Труппа в те годы была очень сильной. Большинство актеров были либо москвичами, либо выпускниками московских училищ. Да и сам театр тогда назывался Московским областным музыкально-драматическим.

12 лет длилось творческое содружество артистов драмы и оперетты, а в 1968 году музыкально-драматический театр реорганизовали, и был создан Новый театр Драмы. Начинался новый жизненный этап. В труппу приглашались артисты из разных театров страны — Инесса Полежаева, Вадим Антошенков, Галина Фиалковская. Некоторые из них и сейчас работают в нашем театре: заслуженные артисты России Эмма Арсеньева, Виктор Арсеньев, Людмила Романова, Владимир Соколов-Беллонин. Тогда же театр переименовали в Горьковский областной театр драмы.

Много славных страниц в истории нашего театра, и одни из важнейших связаны с именами режиссеров, работавших здесь. Федор Станешников, Юрий Щербаков, Леонид Кареев, Эдуард Купцов, Владимир Иванов, Андрей Крутов, Владимир Дроздов, Юрий Клепиков, Владимир Салюк, Али Хусейн, Александр Кладько, Ирина Семенчук — каждый из них оставил свой след в сердцах зрителей и актеров. Поставленные этими режиссерами спектакли заставляли плакать и смеяться, негодовать и сопереживать, учили мыслить и чувствовать. Многие из них становились дипломантами фестивалей и конкурсов, получая признание не только зрителей, но и критики. Спектакли «Десятый круг», «Страницы ленинианы» и «Девочка и апрель» в далеком 1973 году стали дипломантами Всероссийского смотра, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. «Фальшивая монета» В. Иванова получила диплом Всероссийского смотра, посвященного драматургии М. Горького. Спектакль «Золотая прялочка» (режиссер И. Семенчук) награжден Дипломом I степени на фестивале театров кукол (г. Саров) и Дипломом уральского открытого фестиваля кукольных театров (1998 год, г. Екатеринбург). «Васса», поставленная Виктором Арсеньевым, получила приз за лучшую режиссуру и художественное решение спектакля II фестиваля театрального искусства им. Е.А. Евстигнеева для детей и юношества (2009), приз за лучшую сценографию на ежегодном фестивале «Премьеры сезона» (2009) и гран-при первого Межрегионального фестиваля «Театральный Атомград» (2011).

Вообще, для спектаклей, поставленных Виктором Арсеньевым, не хватит и целой главы. Приглашенный в Саров в качестве актера, он стал режиссером, на долгое время определившим развитие Саровского театра. Многие его спектакли навеки останутся в анналах истории: «Старик», «Победительница, «И дольше века длится день», «Деревья умирают стоя», «Мертвые души», «Жизнь впереди», «Сон в летнюю ночь», «Князь К.», «Старосветская любовь», «Ромео и Джульетта», «Мой бедный Марат», «Женитьба» (в 2001 г. эта постановка удостоена диплома «Творческая удача» театрального фестиваля «Комедия на сцене нижегородских театров»), «Пер Гюнт», «Васса». Существенную часть успеха большинству этих постановок принес тандем с главным художником театра, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Шириным.

Очень важно, когда на посту директора театра оказывается настоящий хозяин — любящий театр, знающий все его проблемы и нужды. Для саровского театра таким хозяином стал Борис Смбатович Меликджанов. Он пригласил в труппу немало талантливых актеров, а на разовые постановки — известных режиссеров. Благодаря ему зрители города, прежде не избалованные приездом знаменитостей, смогли увидеть на своей сцене блестящие столичные спектакли. При нем театр не просто жил — бурлил. В настоящее время Борис Меликджанов, переехав в Москву, руководит театром Елены Камбуровой.

Сегодня театр, обретший, наконец, имя, которое соответствует названию города — Саровский драматический — работает в новом, специально построенном для него современном здании. Здесь есть большая сцена, рассчитанная на 500 зрителей, в проекте и мечтах — малая, для камерных постановок. Есть цеха, где работают прекрасные специалисты — швеи, бутафоры, декораторы. Не в пример многим другим театрам малых городов, которые сегодня не столько живут, сколько борются за выживание, Саровский театр не знает большинства их проблем, в первую очередь потому, что имеет серьезную поддержку со стороны администрации города. Благодаря вниманию и участию властей, театр стал ведущим учреждением культуры города, а его сцена — площадка не только для проектов театра, но и для большинства городских праздников. С 2011 года у театра есть свой фестиваль театрального искусства для детей «Что за прелесть эти сказки».

С назначением молодого директора Марины Першиной и приездом Александра Ряписова, ставшего главным режиссером, в репертуаре театра время от времени появляются постановки, непривычные саровской публике. Довольно рискованным проектом был спектакль «Карпуша forever», поставленный новым главрежем по пьесе Сергея Руббе. Снежная фантазия для повзрослевших детей и неравнодушных взрослых пришлась по вкусу большинству подростков, а вот взрослые, действительно, оказались неравнодушны к постановке, но с совершенно полярными оценками. В результате это вылилось в круглый стол, где смогли встретиться лицом к лицу сторонники, противники и создатели постановки. Непривычным прочтением классической пьесы стал для саровчан спектакль «Село С», поставленный по повести Ф.М. Достоевского молодым московским режиссером Денисом Азаровым, сумевшим заразить своей энергией всю труппу. «Оркестр Титаник» по пьесе Христо Бойчева, яркий и эксцентричный, стал неожиданным не только для зрителя, но и для самого театра. Серьезной работой социальной значимости можно назвать диптих «Последние луны» — «Тихая ночь», поставленный на заслуженных артистов театра Людмилу Романову и Владимира Соколова-Беллонина.

Несколько постановок по современной драматургии зрители увидели в рамках семинара-лаборатории, проведенного в Сарове Театром наций. «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии», «Ипотека и Вера, мать ее», «Остров Рикоту» — каждый из этих эскизов нашел своего зрителя и, вместе с тем, вызвал полемику. И при этом у саровского зрителя есть возможность посмотреть простую веселую комедию («Примадонны» К. Людвига, «Кадриль» В. Гуркина), классическую постановку («Укрощение строптивой» У. Шекспира), трагикомедию или мелодраму («Аккомпаниатор» А. Галина, «Там же, тогда же» Б. Слэйда, «Ах, как бы нам пришить старушку!» Д. Патрика). А для детей в репертуаре всегда есть несколько сказок. Не обходится театр и без гастролеров, причем, в стремлении расширить жанровые рамки, отдается предпочтение тем видам искусства, которых зрители города обычно лишены: балету, оперетте, джазу.

Время идет, многое меняется. Кино, телевидение и Интернет отвоевывают у театра зрителей, уговаривая их не тратить денег, не вставать с диванов, перестать думать и переживать. Но наши зрители — те, кто понимают, что сегодня театр остался последним, без посредников, средством живого общения, — не предают нас. Они с нами, они любят нас, и мы спешим на встречу с ними, зная, что радость будет взаимной.

О. Логинова

ж. «Страстной бульвар, 10», 2014 г., № 6-156