КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Артисту Николаю Васильеву 60 лет


ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ – это много, как вы думаете?

За тридцать шесть лет ребенок станет взрослым, а юноша превратиться в мудрого седого мужа…

Ну, а что такое тридцать шесть лет для артиста? Это лучшие, самые плодотворные творческие годы. Это полторы сотни ролей от юного героя до седобородого старца, от маленького эпизода до крупной и сложной роли. И за каждой – радостный, мучительный, вдохновенный труд.

Тридцать шесть лет работает в нашем театре Николай Иванович Васильев. Тридцать шесть лет он единственный в труппе, сохранил верность нашей сцене.

Васильева пригласили в наш город в 1955 году. Он приехал в один из осенних дней после окончания актерского факультета государственного института театрального искусства им. Луначарского и сразу же получил ответственную роль Командарма в пьесе В. Гусева «Иван Рыбаков». Следующая роль – Финист Ясный Сокол в сказке, затем Афанасий в пьесе В. Розова «В добрый час». Через двадцать лет Николай Иванович сыграл в этой же пьесе разных по возрасту героев. Вот вам для примера: в 50-е годы он играл Геннадия в спектакле «В поисках радости» по пьесе В. Розова, а в 70-х годах – Лапшина, отца Геннадия; в 1956 году Васильев получил роль младшего сына Умберто в комедии Э. де Филиппо «Филумена Мартурано», а в 80-х годах он играл в этой пьесе Альфредо Аморозо; в 60-е годы была поставлена пьеса М. Горького «Яков Богомолов», где Васильев играл Ладыгина, в 1982 году он сыграл роль дяди Жанна.

50-е годы… Прекрасной время актерской Юности Н. Васильева. Много было замечательно сыгранных ролей, но хотелось играть еще больше. Потому что много было нерастраченной энергии, духовных и физических сил. Да и ролей хотелось сложнее, интереснее. И вот в первый свой театральный сезон вместе с актрисой Ариадной Лысак он самостоятельно подготовил спектакль по пьесе У. Гибсона «Двое на качелях».

Несмотря на молодость, Николай Васильев уже прошел суровую школу жизни, ленинградскую блокаду, война задела его крепко… В 1943 году он остался сиротой. Но мир не без добрых людей и 12-летнего мальчика взяли сыном полка солдаты одного из воинских подразделений Калининского фронта. А через год Колю направили в Нахимовское училище. Жаль было расставаться с приемными родителями, но война – дело не детское. Впрочем, мальчик давно мечтал стать моряком. В училище курсант Васильев был одним из самых активных участников самодеятельных концертов. Он умел все – пел, танцевал, но больше всего любил читать стихи. Случалось, что курсанты Нахимовского училища жили в каютах крейсера «Аврора». Так вот в вечерние часы Николай Васильев с друзьями забирался в раструбы вентиляционных труб крейсера и читал там свои любимые стихи. А на набережной Невы собирались прохожие и слушали.

Товарищи Николая Ивановича по курсу стали в основном офицерами-подводниками, многие – командирами кораблей. И все они, в том числе артист Васильев не теряют связи друг с другом, переписываются, встречаются.

Чтобы перечислить все роли, сыгранные Н. Васильевым, потребовалось бы, наверное, целая полоса в этой газете. Много было подлинных удач, творческих взлетов. Зрители среднего и старшего поколения, часто смотревшие спектакли театра, конечно, помнят их. Это Иван Грозный из «Василисы Мелентьевой» А. Н. Островского. Во время гастролей театра в Саранске в 1978 году газета «Советская Мордовия» писала, что в этой роли Васильеву удалось не только преодолеть каноны и традиции в изображении царя Ивана IV, но вложить в образ новое. Согласитесь, это очень высокая оценка для артиста. Впрочем, таких отзывов было немало. Хвалебные отзывы прессы Васильев получал за исполненные им роли Акопа в музыкальной комедии А. Цагарели и Г. Канчели «Ханума», Мирона «Невольницы» А. Н. Островского, Председателя и Бенкендорфа в спектакле «Осень в Болдино», Константина в «Детях Ванюшина» А. Найденова.

Знаете, мне кажется, Николай Васильев принадлежит к типу актеров, которые умеют чутко улавливать направление мысли режиссера, ее пластическое и речевое выражение. В ритме режиссерских поисков он ищет сам, становясь соавтором режиссера в решении своей роли. Поэтому и удачи в таких сложных ролях, как Савельев («Так и будет» К. Симонова), Мартин Чиверел («Стеклянная» дверь Дж. Пристли), Ипполит («Однажды в новогоднюю ночь» Э. Рязанова), Харитон («Старик» М. Горького), профессор Окаемов («Машенька» А. Афиногенова), Миллер в трагедии Шиллера «Коварство и любовь».

Ему многое помогает в работе над ролью. Но это не кто-то со стороны. Нет доброй феи. Есть труд. И еще умение спокойно, достойно преодолевать трудное, тяжкое, от которого никому не удается избавиться.

Роли у Васильева были всегда. Простоев он не помнит. По крайней мере длительных. С первого года работы в театре для него начались нормально трудная дорога артиста. Разные были на ней вехи-роли. Были серьезные, крупные роли героев. Были и еще более трудные – комедийные, острохарактерные, требующие от артиста не только фантазии, но и физической выносливости, энергии, умения петь и танцевать, легко и грациозно двигаться. Николай Иванович много и прекрасно играл в опереттах Кальмана (Фэрри в «Сильве», Пинпринетти в «Баядере»), Дунаевского (Капитана в «Белой акации», Хозяина кабачка в «Седьмом небе») и многих других.

В 1970 году наш театр принял участие во Всероссийском смотре-конкурсе театров. Николай Иванович Васильев награжден дипломом смотра за роль Макса Ивановича в спектакле «Девочка и апрель».

В нынешнем сезоне вы можете увидеть Н. Васильева в ролях купца Восмибратова в комедии Островского «Лес», Генри в спектакле «Моя жена – лгунья», хоппера в драме В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню».

Поздравляя замечательного артиста Николая Ивановича Васильева с 60-летием, хочется пожелать ему интересной радостной творческой работы, хороших ролей, конечно же здоровья и успехов у наших зрителей.

Ольга Яковлева

г. «Городской Курьер», 1991 г., № 90