КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Четыре дня подряд, с 4 по 7 июня, в Саровском драматическом театре яблоку негде было упасть. Билеты раскупили загодя, жаждущие прикоснуться к миру сказок зрители оккупировали приставные стулья и ступеньки зала. Веселый детский шум издалека свидетельствовал о том, что театральное действо на этот раз — для детей.

IV театральный фестиваль «Что за прелесть эти сказки!» состоялся при поддержке программы ГК «Росатом» «Территория культуры Росатома», депутата Законодательного собрания Нижегородской области Юрия Якимова, администрации Сарова. Театры из семи городов: Жуковского, Новоуральска, Вышнего Волочка, Рыбинска, Костромы, Заречного, Калуги – привезли на фестиваль свои спектакли. Среди десяти фестивальных постановок были и драматические, и кукольные спектакли, и даже — впервые — мюзикл «Остров сокровищ», который показал Театр музыки, драмы и комедии Новоуральска. Были и большие зрелищные спектакли, такие как «Ищи ветра в поле» Саровского драмтеатра, и маленькие, камерные – например, «Истории цветочной поляны» драматического театра «Стрела» из Жуковского. Фестиваль собрал более 160 участников и тысячи зрителей.

Настоящим открытием стал Новоуральский кукольный театр «Сказ» с его постановкой «Черная курица, или Подземные жители». Коллектив творчески переработал трудный драматический материал, и в итоге состоялось прекрасное сказочное зрелище для детей и взрослых.

Директор новоуральского театра Алексей Булдаков рассказал, что к выступлению труппа готовилась всю ночь – репетировали до трех часов, а в десять утра коллектив снова был на сцене. Зрители увидели так называемый «синтетический» кукольный театр, в котором помимо кукол действуют и актеры. Как объяснил Алексей, в наше время такой прием очень распространен. Идею спектакля предложили приглашенный режиссер из Кирова Павел Овсянников и свободный художник, создательница авторской куклы из Екатеринбурга Елена Лисина. С этой постановкой театр вошел в лонг-лист «Золотой маски» последнего театрального сезона.

На фестивале работало профессиональное жюри — театроведы и театральные критики Оксана Кушляева и Олеся Кренская, а также директор департамента культуры и искусства городской администрации Елена Рогожникова.

Каждый вечер проходили обсуждения просмотренных за минувший день спектаклей. Жюри подробно разбирало каждую постановку – идею, драматургию, музыку, образы героев, указывая на сильные стороны и деликатно анализировало недостатки.

Драматургическая лаборатория: познакомиться с собой

Параллельно с фестивалем во Дворце детского творчества со 2 по 6 июня работала драматургическая лаборатория под руководством сценариста, драматурга, переводчицы Марии Огневой. Результатом работы лаборатории стали восемь написанных 16-ю саровскими школьниками пьес, с которыми актеры театров-участников фестиваля в последний день его работы познакомили публику в формате «читки».

Читки прошли на ура: публика смеялась и переживала вместе с героями пьес и актерами. Среди пьес была одна-единственная сказка «Принц-алхимик» и семь «совсем не сказок» — правда, не без сказочных мотивов, таких, например, как говорящая собака. Удовольствие получили все, а авторов наградили дипломами от Дворца детского творчества и саровского театра. Когда читки закончились и публика разошлась, Мария долго подписывала ребятам дипломы, оставляя каждому на память целое сочинение. Дети буквально висли на своей руководительнице – лучше всяких слов это показало, как они полюбили и ее, и лабораторию.

Мария Огнева: «Моей целью было немного познакомить ребят с профессиональной драматургией, а в большей степени — просто попробовать поговорить про них самих, про их проблемы, вопросы и дать им возможность на них ответить. Эта цель была выполнена на 125 процентов. Пьесы получились очень искренние, откровенные, про самих ребят. Поразительно, но дети с первого дня были открытыми и честными, им хотелось копаться в себе, рассказывать про себя, придумывать персонажей. Никто из пришедших в лабораторию оттуда не ушел, и с первого дня все говорили, как им это нравится. Очень здорово, что ребята в итоге смогли поделиться наболевшим и в художественной форме рассказать это другим. Получились полноценные произведения – с диалогами, монологами, историями. Они профессионально выстроены, в них есть отношения и конфликты. Я очень горда за ребят. И читки получились великолепными. Всегда есть риск, что артисты воспримут детские пьесы с иронией. Но здесь актеры прониклись ими и сыграли так же честно.

Я не тешу себя надеждой, что выпустила 16 будущих драматургов, но и цели такой не стояло. Однако ребята поняли, что если их что-то гложет, они могут написать еще одну историю и через нее высказаться. Еще я предложила им походить в театр и проанализировать постановки. Теперь они смогут по-другому смотреть на истории, потому что знают, как их рассказывать».

Жюри о фестивале: он — особенный

В антракте последнего фестивального спектакля нам удалось немного поговорить с жюри.

Олеся Кренская: «Это один из немногих фестивалей спектаклей для детей. Важно, что тема детской постановки развивается и поддерживается.

Мне показалось, что саровский маленький зритель воспитанный и любит театр. Даже те реплики, которые зрители бросали по ходу спектаклей, были в тему».

Оксана Кушляева: «Мне очень нравится, что на фестивале сложилась рабочая атмосфера. Бывают ведь фестивали, где каждый показал свой спектакль – и исчез, где театрам важно только отметиться, получить грамоты, призы. Здесь же один из немногих фестивалей, на которых все труппы присутствуют и на спектаклях, и на обсуждениях. Здесь каждый театр показывает то, что у него есть нового, и в этом смысле фестиваль рабочий – ты начинаешь понимать, что происходит с детским театром в этом сезоне. Проблем, конечно, много, и они из года в год повторяются – как найти подход к конкретному возрасту, как узнать своего зрителя, как рассказать историю на языке театра. И еще – как относиться к своему зрителю-ребенку серьезно, как к думающему человеку со своим внутренним миром. Это мы находили во многих спектаклях. Смысл фестиваля еще и в этих поисках чудесной сказки. И еще много чего удивительного мы увидели здесь – например, ваших прекрасных подростков с их пьесами, которые во многом не хуже тех, что мы видели на фестивале. И, как ни странно, фестиваль позволяет зрителю еще сильнее полюбить свой театр!»

Итоги

Победа в номинации «Лучший спектакль» досталась новоуральскому театру кукол «Сказ» (спектакль «Черная курица, или Подземные жители»), режиссер Павел Овсянников.

За лучшую режиссуру был награжден спектакль «Истории цветочной поляны», режиссер-постановщик Наталья Ступина (драматический театр «Стрела», Жуковский).

Саровский театр драмы также не остался без наград. Диплом за лучшую мужскую роль получил Константин Алексеев, исполнивший роль Деда в сказке «Ищи ветра в поле», а сама постановка была отмечена дипломом фестиваля за лучшую сценографию (художник-постановщик – заслуженный работник культуры РФ, главный художник театра Владимир Ширин).

А под занавес состоялась премьера нашего театра «Белоснежка и семь гномов», впечатлившая и жюри, и зрителей своей зрелищностью и тонким юмором. Дружная команда гномов позабавила всех.

Прощаясь с участниками, Елена Рогожникова выразила надежду снова увидеть всех на очередном фестивале через два года.

Антон Неробов, режиссер Саровского драматического театра: «Свой театральный фестиваль в таком небольшом провинциальном городе, тем более, в городе закрытом, — это повод для гордости. Мы не только живем изолированно, но и работаем чуть в стороне от общего театрального процесса. Между тем, понимать тенденции развития детского театра очень важно. Так что наш фестиваль — это сразу множество возможностей: увидеть постановки коллег, показать свои и услышать профессиональный разбор, познакомиться с актерами из других городов, поговорить с ними на одном языке. Все это дорогого стоит».

Валерия Александрова

г. «Новый город», 2017 г., № 23 от 14 июня