КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Побывав у бутафоров, столяров, декораторов и швей, корреспондент «ГК» отправился к тому, кто руководит ими всеми – к заведующему постановочной частью.

В кабинете саровского завпоста уже третий год живет Яков. Заслуженный артист, между прочим. Места и еды ему почти не нужно. Достаточно пары тряпочек для постели и горсти семян.

Яшка – крыса, точнее, театральная крыса.

– Якова принесла одна из наших актрис, – объясняет присутствие грызуна в своем кабинете завпост Виктор Бессараб. – Здесь он прижился. В свое время с него сняли мерки, увеличили и сделали костюм для Крысы из «Карлсон вернулся!». Да и сам он выступал на сцене в «Вожде краснокожих».

Кроме Яшки здесь еще много чего интересного. Куча книг по сценической машинерии, фотографии спектаклей и забавный таракан, висящий в углу… Как объясняет Виктор Александрович – это муляж, сделанный бутафорами для спектакля «Мастерская глупости». Усатая физиономия излучает несокрушимый оптимизм. Благодаря этому он и стал своеобразным запостовским талисманом. Подобные контрасты – это, наверно, и есть театр: особый мир, где математический расчет декораторов соседствует с художническими фантазиями, а актерские страсти на сцене – с ремесленной основательностью бутафоров и реквизиторов. И где живет такой вот Яшка.

Виктор Александрович попал в этот мир в далеком 1990-м году. О прошлой жизни говорит односложно:

– Родился в Горьком, в детстве подышал воздухом кулис: бабушка работала администратором в оперном. Потом с родителями переехал в Саров, здесь – ПТУ, завод, армия, снова завод и, наконец, театр. Начинал монтировщиком, в 1992 году поступил в ГИТИС, на специальность «менеджер театрально-концертного дела». Два года работал администратором, уходил на радио, но вскоре вернулся. Театр – он ведь держит, «засасывает». Когда замечательный Геннадий Павлович Точиловский ушел на пенсию, был назначен вместо него завпостом.

Теперь под его началом вся театрально-постановочная часть и 35 человек личного состава. Говорит, что его ближайшие помощники – начальники цехов. Без них никуда. Они делают не только свою непосредственную работу, но и руководят людьми, каждый из которых – с искрой Божьей. Постановочная часть занимается тем, что воплощает фантазии художников.

– Художники – люди талантливые, – признает завпост. – Им свойственно искать что-то глобальное, но это глобальное надо реализовать, вот тут и наступает наша очередь.

Фантазии художников – это рисунки, макеты, наброски. Задача цехов – наиболее полно и экономически обоснованно воплотить их в материале. По словам Виктора Бессараба, зачастую им приходится заниматься изобретательством: выдумывать новые устройства, механизмы, реквизит. Например, для «Принцессы-Трещотки» сделали шкаф, который на спектакле разваливался на части: так было написано в пьесе.

– Такого еще не было, чтобы мы не выполнили задумки художников, – с гордостью говорит Виктор Бессараб. – Сделали, например, стеклянную дверь для «Села С.» по Достоевскому. Весь спектакль дверь открывается и закрывается, ею хлопают, но потом наступает момент, когда из нее должны выпасть стекла. И они выпадают! Или сделали кулисы, которые сначала белые, а потом при помощи определенных манипуляций становятся черными.

По словам Виктора Александровича, работать в театре абы как нельзя, все надо делать с максимальным качеством: «Сцена не прощает халтуры. Возьмет столяр плохую доску, и не гадай – сломается в самый ответственный момент. Театр требует профессионализма, ведь артисту работать с тем, что мы делаем».

Чтобы все время быть на острие прогресса, ему и его подчиненным приходится изучать специальную литературу, узнавать, что делается в других театрах, сравнивать.

– Особенность нашего театра в том, что у нас нет таких финансовых возможностей, какие есть в больших городах, – отмечает завпост, которому по должности приходится думать и об экономике. – Мы не можем приобретать какое-то сверхдорогое оборудование. Проблематично найти у нас и некоторые материалы. Поэтому мы вынуждены думать, думать и еще раз думать.

Впрочем, и творчество ему тоже не чуждо, ведь, повторимся, это театр. Он сыграл несколько небольших ролей в «Мертвых душах» и «Физиках».

А хочется ему того же, что и всему театру:

– Чтобы появилась малая сцена, а также зрителей побольше, режиссеров и хороших спектаклей.

В. Тенигин

г. “Городской курьер”, 2014 г., № 12