КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Сегодня наш рассказ о столярном цехе. Чтобы попасть в него, корреспонденту «ГК» пришлось спуститься в театральные подземелья.

В центре столярного цеха высится столб, все стороны которого увешаны программками спектаклей. Их здесь больше тридцати. На каждой – благодарность от артистов за отличную работу. Из-за этого элемент архитектуры превратился в своеобразный столб почета.

Есть, например, такая: «Уважаемые работники цеха! Без вас невозможна сказка» (спектакль «Золушка»). Или такая: «Спасибо за работу. Ваш шкаф покорил всех нас, и дядю Ваню в том числе» («Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни» по А. П.Чехову).

По словам заведующего цехом Василия Ивина, программок могло быть значительно больше. Каждый год театр ставит не менее шести-семи спектаклей (а раньше бывало и больше). Умножаем на пятнадцать – столько лет Василий Алексеевич служит в театре. Получается около ста двадцати постановок, ни одна из которых не была сорвана по вине столяров. Ясно, что для размещения всех благодарностей пришлось бы использовать не только столб, но и стены цеха.

– Все начинается с нас, – убежден Василий Алексеевич. – Мы делаем декорации, по сути, начинаем спектакль. Потом подключаются бутафоры и все остальные.

Владения Василия Алексеевича находятся в подвале театра: так удобней для работы и завоза материалов. Места много. Это вам не каморка папы Карло, где вход на сцену можно было прикрыть куском холста с нарисованным очагом. Здесь масштабы иные. Одна высота от пола до потолка больше семи метров!

– Таким производством, как у нас, может похвастаться не каждая мебельная фабрика, – с гордостью говорит зав. цехом. – Есть все: циркулярная, ленточная и фуговальная пилы, токарный, фрезерный и сверлильный станки, много ручного инструмента. Нет проблем и с материалами.

Удивительно, но с подобными мощностями справляются всего двое: сам Василий Ивин и художник-декоратор по дереву Сергей Бубликов, служащий в театре шесть лет. Оба – профессионалы высочайшей квалификации.

Как и в других цехах, в этом воплощают то, что придумывают театральные художники. Свои «мечты и грезы» они приносят в виде чертежей или просто рисунков. Художники себя не ограничивают. Знают: «декораторы по дереву» сделают все.

Сейчас цех работает над «Провинциальными анекдотами» Вампилова. Мастера жалуются: спектакль «бедный» – мало «столярки». При мне делали лишь небольшой медицинский ящик. А ведь здесь производили и камины, и троны, и шкафы под старину (один из них и покорил дядю Ваню).

Самые ходовые материалы – сосна, ель, береза, липа (из нее вырезают украшения). Применяется и оргстекло. Василий Ивин вспоминает, как для одной из постановок из него сделали всю мебель.

Зрелище, надо думать, было феерическим.

Работа в цехе интересная, творческая, но иногда ее бывает столько! Впрочем, столяры не ропщут.

– Никогда не забуду «Золушку», – признается Сергей Анатольевич. – Самый сложный мой спектакль. Остался буквально «без рук» – так много всего нужно было сделать. Но и удовольствия я получил тоже немало.

Готовая продукция поднимается на сцену специальным лифтом, а если не помещается – по улице на руках.

Мастера гордятся своей работой и не скрывают этого. Водят на премьеры внуков. И очень жалеют, что со временем спектакли приходится «списывать». Тем не менее, каждую вещь делают на совесть, уж если не на века, то на десятилетия точно. И вещи не подводят. Например, мебель для «Рождественских грез» прослужила без поломок целых 13 лет – пока шел спектакль! Всякий ли фабричный стол или шкаф выдержит столько?

В. Тенигин, фото Е. Пегоевой

г. «Городской курьер», 2014 г., № 10