КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Сегодня, рассказывая о театральных цехах и о тех, кто в них работает, мы встречаемся с декораторами. О себе они говорят весело: «Альпинисточки мы, скалолазочки!»

В шутке, с которой встречают гостей декораторы, есть доля истины. Еще бы! Их цех находится под самой крышей-куполом. Чтобы попасть сюда, нужно преодолеть около сотни ступеней. Восхождение облегчают забавные рисунки, украшающие стены лестницы. Улыбающиеся физиономии, коты, рыбы – и вот уже не замечаешь, как оказываешься на месте.

– Мы все уже покорили Монблан, – с улыбкой говорит начальник цеха Марина Ермошкина (хотя в глазах так и читается: Эверест!). – А чтобы не скучно было бегать из цеха на сцену, разрисовали стены.

Цех вознесся на такую верхотуру не по чьей-то злой воле или капризу. Иначе нельзя. Здесь художники-декораторы занимаются, по сути, монументальной живописью – оформляют театральные занавесы: так называемые задники и суперзадники (а есть еще и половики). Доставляют «холсты» в цех через прорезь в полу, сделанную возле одной из стен (слабонервным, кстати, в нее лучше не заглядывать: как-никак, двадцать метров над сценой). Через нее же готовая продукция опускается обратно.

Масштаб задач определил и размер производства. В цехе просторно и светло. Вдоль всех стен устроена галерея. Отсюда мастерицы окидывают критическим оком свои творения.

Работают в цехе четверо. Кроме начальника, есть еще три декоратора: Марина Ивина, Людмила Самойлова и Наталья Архипова. Все – с художественным образованием, без него здесь делать нечего. У начальника цеха за плечами Горьковское художественное училище, у Марины – факультет архитектуры Красноярского инженерно-строительного института. Наталья окончила Нижегородскую архитектурно-строительную академию, Людмила – Абрамцевское художественное училище. Одного взгляда на их работу достаточно, чтобы понять: учились они не зря!

– Макет оформления сцены нам приносят художники, – рассказывает Наталья. – Обычно это небольшая коробка без передней стенки, где в уменьшенном виде сделаны все декорации. Наша задача – увеличить их до реальных размеров.

Работа, по ее словам, скорее ремесленная, чем творческая. В дело идут не тюбики и беличьи кисточки, а ведра краски, малярные кисти и валики. Художница шутит: краской они покрыли уже несколько футбольных полей!

Случается, впрочем, что вместо макета в их руках оказывается рисунок или фото. Вот тут-то им и приходится показать все, на что они способны.

– Однажды для спектакля нам пришлось вдвоем делать копию картины Ренуара, – вспоминает Людмила. – Рисовали в две кисти, а получилось как в одну!

Говоря о творчестве, они все же скромничают. Наталья поставила несколько спектаклей как художник-постановщик. Как живописец известна и Марина Ивина (именно она, к слову, превратила цех в своего рода художественную галерею). Саровчане наверняка помнят ее выставку «Нелегкий труд – резьба по буратинам!», прошедшую два года назад в театре.

Причина творческих успехов, по словам «девушек под куполом» (так они шутливо себя называют) – в единодушии и одинаковом взгляде на мир. Все не один год работают вместе, а ни склок, ни конфликтов! И это несмотря на неизбежные стрессы, свойственные их работе. В театре часто бывает, что спектакль делают все, а отдуваться за огрехи приходится одним декораторам: там подкрасить, тут доделать. Они, впрочем, не унывают и, главное, не срывают спектакли.

А еще пребывание на высоте наводит их на возвышенные мысли.

– Театр – наш дом, и, думаю, мы в нем не случайно, – говорит Людмила, намекая на некое вмешательство высших сил. – Всем в свое время очень хотелось работать именно здесь, в театре. Счастливы, что получилось! Ведь это здорово, когда труд захватывает целиком, когда думаешь о нем и засыпая, и просыпаясь. И неважно, что ради него приходится взбираться на «Монбланы».

В. Тенигин, фото Е. Пегоевой

г. «Городской курьер», 2014 г., № 9