КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Окончив Ленинградский институт культуры, факультет режиссёров народных театров, служил актёром в Вологодском драмтеатре. В 1985 году был приглашён в Саров, помимо актёрских работ, известен как режиссёр («Шишок», «Дачный роман», «Семейный портрет с посторонним», «Чудесный сплав», «Как Настенька чуть кикиморой не стала», «Новогодний бал у Золушки», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гондла»). В 2003 принял участие в международной культурной акции, сыграв роль Поля Клоделя в спектакле по пьесе К. Фанту-Гурне «Поль и Камила в свете радости».

Награды:

• Диплом «Творческая удача» фестиваля «Комедия на сцене Нижегородских театров» 2001 г. за роль в спектакле «Женитьба» (Жевакин).

• Диплом фестиваля «Саров театральный» 2002 г. за талантливое воплощение образа Князя К. (спектакль «Князь К»).

• Диплом «За лучшую роль второго плана» I фестиваля театрального искусства им. Е. Евстигнеева для детей и юношества 2007 г. (спектакль «Дети полудорог», роль «Некто»).

• Диплом «Удача сезона» фестиваля Нижегородских театров “Премьеры сезона” 2011-2012 гг. за роль Фомы в спектакле “Село С”.

• Заслуженный артист РФ, награждён Знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

Всё это – об актёре Саровского драматического театра, отметившем 3 февраля 70-летний юбилей, Анатолии Наумове. За сухими фактами биографии скрываются десятилетия творческого поиска, находок и побед, разочарований и подъёмов. Сегодня Анатолий Викторович – гость «ГС». В преддверии юбилея мы поговорили с заслуженным артистом РФ обо всём понемногу.

– Анатолий Викторович, по образованию Вы – режиссёр народного театра. Как случилось, что актёрская профессия стала для Вас основной?

– Я всегда знал, что буду актёром. Почему поступил на режиссёра – просто посмотрел, что на Моховой в Ленинграде надо было английский сдавать. О сделанном выборе никогда не жалел. Мне очень повезло с учителями, в числе которых были такие величины как Юрий Дубравин и Владислав Стржельчик.

– Знания, полученные на режиссёрском факультете, не мешали Вам как актёру?

– Не мешали, нет. Даже Станиславский говорил: «Актёр должен быть режиссёром своей роли». Иногда артисты начинают капризничать, что им режиссёра «не хватает». Я считаю, если ты сам беспомощен, то какой смысл тогда быть в профессии?

– Бытует мнение, что актёр – это бездушный инструмент в руках режиссёра.

– К сожалению, сейчас именно так многие и рассуждают, что нужны актёры-биороботы. Актёр должен быть послушным, но в меру: он должен понимать, почему он послушный, не угодничать, а подтверждать внутренне режиссёрскую версию и обязательно что-то предлагать своё. Например, Юрский приносил на репетицию до трёх вариантов роли. Правда, в настоящее время уже редко встретишь режиссёра, которому нужны актёры-художники со своей темой, способные предложить развитие роли, своё видение образа. Печально, но даже «великие» современные режиссёры выдают работы «от ума», это чувствуется… А должно быть от сердца…

– По-вашему, сейчас театр в целом – в упадке?

– Я даже больше скажу, в упадке и литература, искусство в целом. Сейчас, например, к нам в театр пришли талантливые, способные ребята. Но мне их очень жаль: в каком культурном слое им приходилось воспитываться? Где современные Шукшины, Айтматовы, Беловы, Астафьевы, Распутины? Можете назвать равноценные величины? Я – нет. Разочаровывают и люди, которым мы доверяли и уважали.

– Например?

– Андрей Макаревич, к примеру. Для меня это – потерянный человек. Ещё Иисус говорил, что лицемерие – один из страшных грехов. Ты же вырос в России. И «поганить» народ, в котором ты вырос? Что бы ни случилось с нашими родителями, но осуждать и лить грязь на них мы не имеем никакого права!

– Вернёмся к Вашей профессии. Вы когда-нибудь подсчитывали, сколько ролей сыграли за свою карьеру?

– Не подсчитывал. Я уже и не помню многих, да и ни к чему это. По молодости думал, что могу играть вообще всё. И Господь давал всё, что хотелось. В этом плане я счастливый человек. Никогда не было мысли: «Ах, если я не сыграю эту роль, то умру».

– Наверняка же есть любимые образы?

– Всякую роль можно сделать хорошо. Мне всегда нравился сам процесс работы над ролью, репетиции. Потому что это каждый раз – познание. Уверен, что главной целью искусства (помимо других предназначений) является познание. Театр должен заставлять работать душу человека, чтобы свалить с неё «хлам».

– Что для Вас значит понятие «работа над ролью».

– Это процесс сложный, я бы сказал, «мистический». Ещё Достоевский говорил, что персонажи, талантливо созданные в литературе, существуют объективно. Чтобы сделать образ достоверным, надо как бы «подключиться» к персонажу, надеть на себя его «тонкое тело», его эго, мысли. Это, может, заумно звучит, но это так. Режиссёр ставит задачу, и ты ищешь решение. Оно приходит неожиданно, иногда во время чистки картошки, когда отключается мозг.

– Значит, когда Вы играете, то перестаёте быть актёром Наумовым?

– Нет, контроль обязательно присутствует. В этой связи вспоминается одна забавная история. Когда я работал в Вологде, там была одна актриса, славилась она тяжёлой рукой. Как-то ставили спектакль, где она должна ударить партнёра по сцене. Помню, один актёр так и не согласился играть в этом спектакле: «Так она меня убьёт!» Перерождаться в другого человека и терять контроль – это уже патология, и это не художественно.

– Анатолий Викторович, какого персонажа сейчас не хватает на сцене?

– Мне бы очень хотелось, чтобы на сцену вернулся положительный герой. Настоящий мужчина, и чтобы это был современный человек. Не надо искать рыцарей в древности. Ведь есть мужские черты, которые в любую эпоху отличают настоящего мужчину. Сейчас к нам приехал режиссёр, он сказал хорошую фразу: «Что-то все мужчины тенорами говорить стали, баритонов – мало…» Надо вот эту ноту возвращать!

Беседовала Анна Шиченкова

P.S. Всякий раз, готовя публикации об уважаемых актёрах Саровского драмтеатра, понимаешь, сколь ничтожен газетный формат. «За кадром» остаются многие интересные жизненные факты и мысли моих собеседников. Например, как сложилась личная жизнь Анатолия Викторовича, его отношение к зрителю, и актёрской славе, а самое главное – его духовный поиск и странный для православного Сарова выбор (более 20 лет Анатолий Викторович – приверженец кришнаизма). Почему у лысого заслуженного артиста РФ на затылке маленькая косичка? Обо всём этом «ГС» расскажет в следующем номере.

г. «Голос Сарова», 2015 г., № 3(67)