КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Александр Баханович, актёр Саровского драматического театра, 21 апреля отметил свой день рождения. Каков возраст актёра? Чем его измерить? Годами, количеством сыгранных ролей, уровнем зрительского обожания? Александр Анатольевич – любимец саровской театральной публики. За неделю до намеченного на 25 апреля бенефиса «ГС» встретился с замечательным актёром. И сегодня мы предлагаем нашим читателям выдержки из большой, почти двухчасовой беседы – мысли Александра Бахановича об истоках любви к театру, о профессии, учителях и коллегах, о настоящем и планах на будущее.

– Родился я в Нижнем Новгороде. Папа с мамой строили Горьковскую ГЭС, поэтому до 4 класса я жил в городе Заволжье. Родители никакого отношения к искусству не имели. Почему меня тянуло музицировать, изображать пение птиц, лепить? Я таким родился.

То, что для других ребят было сущим наказанием, я делал с огромным удовольствием: занимался музыкой, хореографией, даже на трубе учился играть. Постигал искусство игры на фортепиано, ходил в хор. Первым театральным потрясением стали гастроли в Заволжье московского театра им. Станиславского. Я, махонький человечек, посмотрел «Дни Турбиных» М. Булгакова. В маленький волжский городок приехали актёры того уникального звёздного состава. Помню, что больше всего запомнился Лариосик в исполнении Евгения Павловича Леонова.

Когда мы переехали обратно в Нижний Новгород, моим любимым местом стал Нижегородский ТЮЗ. Именно там я понял, для чего существует театр, и как он мне близок. ТЮЗ под руководством Бориса Абрамовича Наравцевича разговаривал с нами на равных о том наболевшем, что было в душе: о любви, чести, смелости, отваге, уважении. Ну, и конечно, я обожал цирк. Как-то в четвёртом классе мы писали сочинение, кто кем хочет быть. Все в классе написали, что будут геологами-космонавтами. А я сразу написал – хочу быть клоуном, потому что хочу, чтобы на моих выступлениях люди смеялись, отдыхали, снимали с сердца какой-то груз. В таком духе. Меня заставляли переписать, но я категорически отказался. И мечту свою сохранил.

Мечту Александр Баханович воплотил в жизнь. Правда, прежде поступил во Львовскую военно-политическую академию. По настоянию отца. Но вскоре получил от друзей письмо, в котором они обвинили друга Сашку, что он предал свои идеалы. Это стало последней каплей. Александр круто развернул судьбу. И через некоторое время, пройдя сложнейший путь поисков и сомнений, мощнейший отбор, стал студентом Горьковского театрального училища.

– Отец долго не разговаривал со мной после этого, мама переживала, да и я сам переживал. Папа считал, что актёр – это не профессия. Всё изменилось в конце 3 курса. У нас появились дипломные спектакли. Посетив один из них, отец объявил, что быть актёром – это большой труд, и признал правильность выбранного мною пути.

Вскоре у нас родилась традиция – после всех премьерных спектаклей: после показа дипломных спектаклей, каких-то праздников, сдачи экзаменов, мы приезжали ко мне, мама пекла пироги, мы играли на пианино, пели романсы. Было очень здорово. Тогда я был тоненький, с огромной шевелюрой. Красавец-мужчина…

К окончанию театрального училища Александр Баханович имел за плечами три дипломных спектакля: в «Ревизоре» сыграл Землянику, в «Старшем сыне» – Сарафанова, в водевиле «Дочь русского актёра» – Ушицу.

Ещё одним его несомненным достижением стало обретение семейного счастья: молодой актёр успел жениться и «родить» дочь. Потому при распределении был выбран тот город, где сразу же предоставили квартиру. А именно – Пенза. Всё было там замечательно, но город оказался «не его». Вскоре было принято решение вернуться в Нижний, а потом на горизонте «замаячил» Саров.

– Как мы оказались в Сарове? Смешно сказать – сбежали от родителей. В Нижнем Новгороде было всё хорошо. Замечательная работа в театре, на радио, телевидении. И родители у нас были очень хорошие. Они сейчас на небесах, но я по-прежнему их люблю и бесконечно уважаю, благодарен им за всё. Тогда казалось, что они слишком нас опекают.

Поэтому когда поступило предложение поехать в Саров, мы спросили: «А родители могут сюда приехать?» «Нее… Тяжело…» – ответили нам. В этот момент отпали всяческие сомнения. С 15 марта 1983 года я нахожусь здесь, работаю в Саровском драматическом театре, где мне очень, безумно нравится. Собирался ли уезжать? Собирался, как и все. Но не из-за того, что мне здесь не нравится, а по каким-то причинам вдруг хотел уехать. Приглашений много было. Но остался здесь, и считаю, что лучшего театра нет.

Помимо работы в театре, Александр Анатольевич сыграл заметную роль в культурной жизни Сарова. Долгое время он был диктором радиопрограммы «Говорит Саров». Редактором, режиссёром и ведущим телепередач для детей, организатором программы «Театральный проект» на «Канале-16». Записывал радиоспектакли для детей и вёл радиопередачи, возглавлял «Народный театр юного зрителя» при Центре культуры и досуга ВНИИЭФ, даже футбольные матчи комментировал. С 2003 г. Александр Баханович – худрук студенческой театральной студии «Мы».

– Работа для актёра – постоянный тренинг, воздух, без которого ты жить не можешь. Иногда подумаешь, сколько ролей сыграно… Всех – это где-то за 90, а крупных – около 60. Все ли помню? Да все, конечно. Самую свою первую роль помню прекрасно – это Баранкин из спектакля «Баранкин, будь человеком!», которого я сыграл в 1967 году, будучи школьником.

Спрашиваете, какая роль любимая? Нет любимых – разве отец может выбрать любимого ребёнка, если их у него много? Но есть роли – подарки судьбы. Вот такой бы я назвал роль Войницкого в чеховском «Дяде Ване». Она упала на меня, как манна небесная. Приехал молодой режиссёр Александр Кладько, предложил поставить Чехова. Я пришёл на кастинг, совершенно не претендуя ни на одну из ролей, так, для «галочки» — отчитал свой текст. И вдруг узнаю, что утверждён на роль Войницкого.

Успех Александра Бахановича в этой роли отметили все: и зрители, и коллеги, и критики. На фестивале «Премьера сезона 2003-2004г.» за роль Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» актёру был вручен диплом «Творческая удача».

«Антракт!» — как сказали бы в театре. Второй «акт» статьи о великолепном актёре и хорошем человеке Александре Бахановиче мы опубликуем в следующем номере нашей газеты, которая выйдет 8 мая. Из неё читатель «ГС» узнает, какие мистические вещи происходили с Александром Бахановичем за время работы в саровском театре, в какие приметы верит актёр и как они сбываются, мечтал ли Александр Баханович сыграть Гамлета и ещё многое-многое другое. А пока, в антракте между номерами «ГС» предлагаем саровчанам увидеть актёра в его родной стихии. 25 апреля состоится бенефис Александра Бахановича в спектакле по пьесе В. Гуркина «Кадриль».

Анна Шиченкова

г. «Голос Сарова», 2014 г., 24 апреля