КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Более 50 ролей и целая жизнь в театре. О таких, как она, артистках благодарные зрители говорят: «Сегодня будет играть Арсеньева!». И это, безусловно, высшая оценка и признание.

Никогда не думала, что огромный кусок жизни, целых 23 года (знаменательно, что первая публикация о работе четы Арсеньевых над спектаклем «Лес» вышла в первом номере «ГК» в 1990 году!), буду поклонницей творчества талантливейших актеров драмтеатра и самой яркой звезды на саровском небосклоне – заслуженной артистки РФ Эммы Ивановны Арсеньевой. А сколько у нее было и есть почитателей таланта. Да еще каких! Эмма Ивановна утверждает, что именно благодаря умным интеллигентным зрителям она и ее семья решили остаться в Сарове на постоянное проживание. Ведь даже сам Юлий Борисович Харитон считал для себя обязательным позвонить после премьеры, чтобы высказать слова признательности. На спектакли Арсеньевых ходили секторами. Их, ведущих саровских актеров, слава о которых, кстати, гремела по Нижегородчине и другим областным городам России, публика обожала.


Рыжее солнце надежд

Судьба с детских лет вела симпатичную шуструю девчушку на театральные подмостки.

– Сначала во втором классе нарядилась клоуном, разыграла с подружкой интермедии и заставила всех хохотать до упаду, а уж в старших классах сама ставила школьные спектакли и играла в них главные роли. Но учиться пошла в Новосибирский педагогический.

Только вот через 2 года, никому ничего не говоря, все-таки пробовала поступить в студию при Новосибирском театре драмы «Красный факел». И это у нее блестяще получилось – попала на курс к ученице Станиславского, Вере Павловне Редлих. Она-то в «сибирском МХАТе» (так называли тогда театр) и научила ее всем тонкостям мастерства, уважению к партнеру и зрителю. И эту науку Эмма Ивановна пронесла через всю свою жизнь и затем передала своим многочисленным ученикам (три выпуска театрального отделения ДШИ № 2 и 18 ребят, поступивших в столичные театральные вузы). Здесь же, в театральном училище, яркая и талантливая молодая артистка познакомилась с Виктором Арсеньевым, рыжим, как огонь, мужчиной своей жизни. До приезда в Саров семья Арсеньевых успела поработать в театрах Красноярска, Кемерова, потом в Пензе. И вот однажды в Пензу приехал на гастроли Саровский драматический театр (тогда он назывался Новый Московский театр). Им в то время руководил народный артист БССР Ю. Щербаков, человек талантливый, поднявший театр на определенную высоту. Он-то и пригласил Арсеньевых в Саров, обещая сделать саровский театр популярным не меньше, чем модный в то время по всей Европе театр Юозаса Мильтиниса в Паневежисе. К сожалению, очень скоро Щербаков уехал из города. А приглашенные им артисты остались. Сменялись директора, трудно было подыскать главного режиссера, но актерский костяк, как атланты, продолжали держать на своих плечах храм по имени Театр. И даже в постперестроечную «чернуху» со слабой драматургией театр выжил. Конечно, благодаря все тем же «атлантам». Именно тогда «возмужала» и режиссура Арсеньева. Его постановки, главные роли в которых неизменно играла Э. Арсеньева, побеждали в многочисленных конкурсах и прославляли закрытый Саров.


Чтоб на душе было хорошо

Своими лучшими ролями актриса Арсеньева считает те, что были глубоки психологически или «ложились на душу», совпадали с внутренним мироощущением. Из не слишком давних – это роли в спектаклях «Бабочки», «Старосветская любовь», «Васса» и, конечно, Памела – в спектакле «Ах, как бы нам пришить старушку!».

Театр – дело коллективное. И творческие люди постоянно стремятся к совершенству, очень требовательны к себе, да и к окружающим тоже. В саровском театре Эмму Ивановну считают человеком принципиальным, который не способен не реагировать на несправедливость, прогибаться перед вышестоящими. И все же в первую очередь она – человек доброжелательный, умеющий отдавать себя сцене, дорогому ее сердцу зрителю и, конечно, своим последователям, ученикам. Им она всегда говорила все начистоту, внушая: «Идите в актеры. Денег никогда не будет, а на душе всегда хорошо».

Когда наш разговор заканчивался, и я пожелала Эмме Ивановне новых ролей, она попросила: «Обязательно напишите, что я люблю театр, своих коллег – город их должен беречь».

Б. Аполлонова

г. «Городской курьер», 2013 г., № 23