КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

В этом году исполнилось 50 лет с того дня

как я вступила в театр в качестве актрисы.

Несколько месяцев не могла заставить себя

получить зарплату. Как это?! Мне позволили

выйти на сцену, да еще и платят?!

Из разговора с Э. И. Арсеньевой

Эмма Ивановна Арсеньева – одна из самых любимых актрис нашего города. Но что знает о ней зритель кроме ее завораживающего действия на сцене? Какие-то официальные газетные сообщения, что она заслуженная артистка России, что на фестивале нижегородских театров «Премьера сезона» дважды получала диплом «Творческая удача»: в сезон 2002-2003 за роль Эдды в спектакле «Бабочки, бабочки», в сезон 2006-2007 за роль Пульхерии Ивановны в спектакле «Старосветская любовь», что награждалась почетными грамотами и дипломами городскими, Союза театральных деятелей, губернатора. Министерства культуры и т.д и т.д. Но это мало что говорит о самой актрисе. Мы попробовали обойти этот официоз.

– Эмма Ивановна, расскажите, как для Вас начинался театр?

Свое первое выступление помню со второго класса, это был клоун. В десятом я уже «ставила» спектакли – «Русалка» А. С. Пушкина и сама играла княгиню. И все же учиться я поступила в педагогический институт.

Но тут, на мое счастье, Новосибирский театр «Красный факел» (в то время это был лучший театр в провинции), которым руководила народная артистка В. П. Редлих, ученица К. С. Станиславского, подруга М. И. Цветаевой, А. К. Тарасовой, М. И. Кнебель, объявил набор в театральную студию. Я никому ничего не сказала, пришла на первый тур, на второй, а на третий боюсь. Стою на крыльце, решаю – уйти или остаться. Выходит крупная седая женщина: «Ты что, деточка, не заходишь?» — «Боюсь». Что она еще говорила, не помню, но только вошла в зал – а в комиссии сидит она! Это было счастье! Да еще учиться в группе Редлих и Бирюкова! Сергей Сергеевич Бирюков выпускник императорского пажеского корпуса, мальчиком гостил у Л. Н. Толстого.

Труппа «Факела» в то время была богата такими высокообразованными талантливыми актерами. Даже простое общение с ними для нас, послевоенных мальчишек и девчонок, с этими последними русскими дворянами, аристократами, с людьми высочайшей культуры, было что из сказки о Золушке. атмосфера в театре царила, как в храме. До сих пор я хожу по сцене на цыпочках, до сих пор считаю театр святым местом.

– А что дальше?

Редлих готовила нас на смену, но пришлось ей переехать в Минск, ребят разбросали кого куда, только нас, 5 человек, оставили в Новосибирском ТЮЗе. Затем были театр Красноярска, Кемерова, Пензы и вот уже сорок лет в Сарове. Судьба моя в театре сложилась очень счастливо. Еще в студенчестве выходила в маленьких ролях, и с первых шагов в театре, благодаря моей замечательнейшей школе, чувствовала себя очень радостно. Да, именно радость, как крылышки за спиной. Играла очень много у разных режиссеров. Некоторые стояли в кулисах, спрашивали: «Как ты это делаешь?» А я не знаю до сих пор – как.

– У вас за спиной множество ролей, а какие самые, если можно так сказать, заметные?

Играла замечательные роли, каждая из которых много давала мне как человеку: Таня («Таня» Арбузова), Варька («Поднятая целина» Шолохова). Наташа и Аэлита («104 страницы про любовь» и «Приятная женщина с цветком» Э. Радзинского). Геля («Варшавская мелодия» Л. Зорина). Марго и бабушка («Третье слово» и «Деревья умирают стоя» А. Касоны). Мод («Гарольд и Мод» К. Хиггинса), старуха Анна («Последний срок» В. Распутина). Девица и Васса Железнова («Старик» и «Васса» М. Горького), Коробочка и Фекла («Мертвые души» и «Женитьба» Н. В. Гоголя) и так далее. Конечно, играть этих авторов большое счастье и ответственность. Но и чувство, что ты не зря всю жизнь отдал своему любимому делу.

– Кроме театральных спектаклей хорошо запомнились Ваши поэтические вечера. Неужели Вам было мало театра?

Наверно, мало. Жизнь в основном была на сцене, в театре, в ролях: разгадать, понять, прожить, от чего-то предупредить тех, кто в зале, предостеречь, научить, поддержать. Вместе с мужем (учились и всю жизнь работали вместе, только он уже режиссер) сделали поэтические спектакли по стихам М. Цветаевой, Ф. Г. Лорки, А. Ахматовой, японской поэзии.

– Но ведь и этим Вы не ограничились? Было еще и преподавание.

Да. Более десяти лет вела театральное отделение в школе искусств. Из четырех выпусков 18 человек стали актерами, закончили московские театральные институты и Нижегородское театральное училище. Уже работают 7 человек в Москве, в Нижнем Новгороде, в Одессе, в Курске. Это моя большая радость и любовь, они, мне кажется, такие же фанаты театра, как я. Мы часто встречаемся, и я всегда желаю им того же счастья в театре, которое было у меня.

Вот такое маленькое интервью, но нам кажется, что оно больше рассказывет об Эмме Ивановне, чем все ее дипломы. Об актрисе, которая главным своим делом и главным делом театра считает возвышение зрителя до вершин классической драматургии, литературы, поэзии. И это ей удается И правильно делает город, что ценит и любит свою актрису.

Редакция журнала

ж. «Нижегородская провинция», 2010 г., № 1