КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        


госуслуги_210x95

Эта цитата из философа Кьеркегора вполне могла быть девизом I Межрегионального фестиваля «Театральный АтомГрад», что прошел в ноябре в Димитровграде Ульяновской области.


Госкорпорация «Росатом», главный организатор фестиваля (другие — Минкульт и СТД РФ, Ульяновская область и город Димитровград), замыслила его как часть обширной программы «Территория культуры Росатома». Городов с объектами атомной отрасли у нас немало, во многих есть театр (где-то и два). Закрытый статус большинства таких городов сказывается и на творческом самочувствии их театров: мало ездят, реже встречаются с новой публикой и критикой, менее восприимчивы к современной драматургии, режиссуре, сценографии, о которых порой просто не имеют достаточной информации, остро нуждаются во взгляде со стороны, способном что-то изменить и в самооценке. Помочь разрешению этих проблем (хотя бы в какой-то мере) и призван был первый «Театральный АтомГрад», где ежедневный показ двух-трех фестивальных спектаклей сопровождался критическим разбором (его вели Элеонора Макарова, Олег Лоевский, Анджелина Рошка и автор этих строк), мастер-классами доцента кафедры сценической речи ВГИКа Ксении Кузнецовой и заведующего кафедрой пластической выразительности актера Екатеринбургского театрального института Вячеслава Белоусова, семинаром для директоров театров профессора РАТИ Геннадия Дадамяна.

Что важно: фестиваль, инициированный «закрытыми» атомщиками, стремился быть максимально открытым. Если в конкурсной программе участвовали только профессиональные театры атомных городов, то вне конкурса «Театральный АтомГрад» открыл двери и для коллективов из городов без «мирного атома», и для любительских театров. Тем более что именно любители порой радовали и небанальным режиссерским решением, и незаурядными актерскими работами. Народный театр «Дебют» из Тверской области (город Удомля) сыграл «Позднюю любовь» А.Островского как драму (скорее, даже трагедию) Маргаритова: у него, в отличие от нового и хваткого поколения, не только нет будущего, но рухнули дававшие прежде поддержку идеалы прошлого. В этой постановке режиссера Людмилы Касякиной удивительно вкусно и свежо звучит знакомый текст Островского, а Андрей Кардашов так остро по форме и сердечно по смыслу играл своего Маргаритова, что председатель жюри первого «Театрального АтомГрада», кинозвезда 60-х годов Лев Прыгунов решил учредить свой именной приз и вручил его этому актеру народного театра. Еще одно очень серьезное впечатление любительской сцены — шекспировский «Гамлет» Димитровградского театра-студии «Подиум» (постановка и сценография Владимира Казаджана). В Димитровграде любят и ценят этот коллектив, которому уже более полувека, у «Подиума» собственное здание, расположенное в Новом городе, возникшем в связи со строительством НИИ атомных реакторов, во всегда полном зале гармония физиков и лириков, много тех, кто на тот же четырехчасовой спектакль «Гамлет» пришел в четвертый-пятый раз. Перевод Бориса Пастернака играется без сокращений, костюмы претендуют на историчность, в сцене дуэли бьются до полной гибели, всерьез… Видно, что люди занимаются настоящей духовной работой, а в этом случае «Гамлет» не может не захватывать, даже если видишь его в сотый раз. Спектакль посвящен памяти актеров «Подиума» Сергея Шляконова и Сергея Борисова, погибших в автокатастрофе (они играли в этом «Гамлете» на премьере).

О конкурсных спектаклях. Если и не самое сильное (здесь возможны варианты), то самое культурное впечатление оставила горьковская «Васса» (первый вариант) драматического театра из города Сарова Нижегородской области (режиссер Виктор Арсеньев). Замечательно подробная, точная в деталях сценография (художник Владимир Ширин обживает все пространство сцены вширь и вглубь, при этом ничего лишнего). Богатый дом. Дом с прошлым. Только в этом прошлом и в этом тяжеловесном богатстве нет внутреннего покоя, дом полон нехороших тайн, то ли привидения скользят по нему, то ли просто крысы. Спокойной, даже ироничной пытается быть Васса (серьезная работа Эммы Арсеньевой), но и у нее уже нет сил, чтобы удержать на плаву этот дом и сохранить главное дело жизни — семью. Перед нами русские «Будденброки» — история краха семьи, дела, смысла, любви. Такую историю не сыграешь без серьезного актерского ансамбля, и он в Саровской драме есть. Назову самые интересные, на мой взгляд, актерские работы этой «Вассы»: Руслан Шегуров (Павел), Светлана Аникина (Людмила), Ольга Берзина (Наталья), Максим Солнцев (Семен), Ирина Аввакумова (Анна).

Вообще театральная Россия (и атомная в том числе) актерскими дарованиями не скудеет. Вот во вполне традиционной «Очень простой истории» Марии Ладо Балаковского драматического театра им. Е.Лебедева Саратовской области (постановка Леонида Алексеева) юностью, лиризмом, искренней мечтой о полете поразила Свинья Марины Адыловой, добавив романтики этой притче, которую, увы, все ставят одинаково. Камертоном народной драмы «Саня, Ваня, с ними Римас» В.Гуркина в ТЮЗе города Заречный Пензенской области (режиссер Виктор Бояров) стала актерская работа юной Натальи Кучишкиной (она играет Женю). Вся эта настоящая и щемящая история про любовь и разлуку, кажется, поместилась между двумя репликами ее героини. «А вы на войну его?» — первая. «А папу убили под Сталинградом…» — вторая. Непростой (подростковый) зрительный зал именно на этих репликах опрокидывался в звенящую тишину. Надо признать, что и в целом актерский ансамбль этого спектакля (Елена Терешонкова, Марина Столярова, Валентина Ильюхина, Алексей Симаков, Юрий Юнушкин, Андрей Кучишкин) был гармоничен и органичен.

«Равнодушный красавец» Жана Кокто Театра драмы и комедии «Наш дом» города Озерска Челябинской области — спектакль-дуэт героев Светланы Евстратовой и Андрея Иодловского (режиссер Никита Золин). У мужчины в этом спектакле нет слов: он сначала безмолвный слушатель страстного монолога оскорбленной женщины, а потом скиталец по пустому дому, где от Нее остался только голос, «человеческий голос», если вспомнить название другой пьесы Кокто, голос, звучащий только в его воображении, обрушивающий лавину воспоминаний, ярости, горечи, потери. Все это было и в собственно монологе героини Светланы Евстратовой, имеющей полное актерское право на этот монолог и эту роль.

Надо сказать, что у первого «Театрального АтомГрада» был настоящий гостеприимный дом и радушные хозяева, все время заботящиеся о комфорте гостей. Я говорю о Димитровградском драматическом театре имени А.Н.Островского, его актерах и сотрудниках, директоре Андрее Шкалове. Театр возник в 1943-м, а живет и играет в особняке Народного дома, построенном городскими купцами в 1908-м (тогда, кстати, этот город с более чем трехвековой историей назывался Мелекесс). Понятно, что у коллектива, носящего имя А.Н.Островского, особые отношения с Шекспиром русской сцены. Вот и на фестивале димитровградцы сыграли «Банкрота, или Свои люди — сочтемся» (режиссер Сергей Кузьмич, художник Елена Сафонова, творческий дуэт из Костромы). Казалось, после магнитогорской «Грозы» Льва Эренбурга трудно удивить радикальным Островским, но ведь удивили же. Было ощущение, что находишься на представлении какого-то острожного, тюремного театра, где для участников главное прокричаться вволю, поразить дерзкими мизансценами (как сказал кто-то, «подъюбочными») и немыслимыми костюмами. Энергией этого спектакля можно было прошибать стены, но она казалась именно что разрушительной, ибо не несла никакого смысла (в отличие от эренбурговской). Поставили классика с ног на голову, но как-то не подумали о том, что с этим делать. Меньше всего этот упрек адресован актерам, которые в предложенных обстоятельствах делали, что могли (Анатолию Попукалову в роли стряпчего Сысоя Псоича и Любови Тирской в роли ключницы Фоминишны удалось даже создать объемные характеры).

Особый сюжет — фестивальные спектакли для детей. Это постановки театров кукол из Озерска Челябинской области, Новоуральска Свердловской области и Железногорска Красноярского края (плюс внеконкурсный спектакль «Шерстяной барашек» двух милых барышень из народного театра кукол «Волшебный фонарь» города Сосновый бор Ленинградской области). Озерский «Золотой петушок» и Новоуральский «Сказ» играли северные сказки. И в озерских «Стрелах солнца» (режиссер Станислава Мюрего, художник Надежда Сиркис), и в новоуральской «Северной сказке» (режиссер Александр Мирошкин, художник Людмила Гусарова) были внятно рассказанные истории, этнический колорит и много актерского энтузиазма. Только казалось, что в танцы с бубнами в затейливых нарядах из шкур актеры вкладывают куда больше энергии и фантазии, чем в творческое общение с главным персонажем их искусства — куклой. И кукла остается сиротой. Совсем иначе было в железногорском спектакле-концерте «Цирк зажигает огни» (режиссер Павел Аникин, художник Наталья Николенко, постановка посвящена памяти Юрия Фридмана, чья идея легла в основу спектакля). Это был своеобразный мастер-класс настоящих виртуозов-кукольников (Татьяна Кухлевская, Ольга Сторожева, Наталья Лапа, Татьяна Фролова). Правда, когда актрисы, выходя из-за ширмы, пытались перевоплотиться в клоунов, это было уже не столь интересно.

Димитровград — город открытый, что среди его атомных собратьев — редкость. Это дает свои преимущества. Вот у первого «Театрального АтомГрада» был зарубежный гость — Театр русской драмы им. Ф.М.Достоевского из казахского города Семей (когда-то просто Семипалатинск). Он сыграл поэтический спектакль по пьесе Мухтара Шаханова «Гибель Отрара» (режиссер Ерсаин Тапенов) о событиях XII века, древнем городе Отраре, вступившем в схватку с ордами Чингисхана. Понятно, что театр, живущий в пространстве двух культур, должен интересоваться историей соседей, их духовными ценностями и корнями. Но всерьез этой встречи культур в постановке все-таки не происходит: несовершенство пьесы (было ощущение, что это плохой подстрочник, но оказалось, что «Гибель Отрара» изначально написана на как бы русском) режиссура пытается прикрыть бесконечными плясками, но превратить театр русской драмы в ансамбль национального танца не очень получается. Разговор о предателях и героях, ином времени, иных отношениях с жизнью, смертью, долгом (то, что теоретически предполагалось) обернулся не слишком содержательной сценической скороговоркой.

Все дни первого «Театрального АтомГрада» шел диалог о будущем этого фестиваля (то, что его хорошо бы сделать традиционным, стало очевидным очень быстро). В этих беседах активно участвовали не только театральные деятели, но и глава Димитровграда Николай Горшенин (он был и среди постоянных зрителей фестивальных спектаклей). Обсуждалось: сделать ли фестиваль переезжающим из одного атомного города в другой или навсегда прописать его в Димитровграде? Думается, что в пользу второго варианта и успех первого фестиваля, и энтузиазм хозяев, и открытость Димитровграда, что позволяет наладить контакты с атомными городами всего мира (всерьез обсуждалось предложение пригласить на следующий фестиваль театр из японской Фукусимы). Решать, конечно, госкорпорации «Росатом», но хотелось бы, чтобы там услышали эти соображения.

В финале — об официальных наградах I Межрегионального фестиваля «Театральный АтомГрад». Лучший спектакль для детей — «Стрелы солнца» театра кукол «Золотой петушок» (Озерск). Лучший актерский ансамбль в театре кукол — «Цирк зажигает огни» театра кукол «Золотой ключик» (Железногорск). Лучшая женская роль — Марина Адылова (Свинья в «Очень простой истории Балаковской драмы). Лучшая женская роль второго плана — Наталья Кучишкина (Женя в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» ТЮЗа города Заречный). Лучшая мужская роль второго плана — Анатолий Попукалов (Сысой Псоич в «Банкроте» Димитровградской драмы). Награды за главную мужскую роль, режиссуру и сценографию не присуждены. А «Гран-При» (лучший спектакль первого «Театрального АтомГрада») вручен создателям спектакля «Васса» Саровской драмы.

Владимир Спешков

«Страстной бульвар,10», № 6-146/2012