КАССА ТЕАТРА:

7-60-09

ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ:

5-74-25
        

Далеко не каждый провинциальный город может похвастаться своим театральным фестивалем. В Сарове фестиваль театрального искусства для детей проводится уже во второй раз, что дает организаторам право говорить о жизнеспособности идеи.

Впервые мысль о возможности проведения в закрытом городе театрального фестиваля возникла в 2011 году. Прошедший тогда I фестиваль театрального искусства для детей и драматургов «Что за прелесть эти сказки» был первым блином, что испекся пусть и не комом, но с четким пониманием необходимости усовершенствования рецептуры. Поэтому в 2013-м (фестиваль было решено проводить раз в два года) организаторы постарались учесть все предыдущие ошибки. И первым делом наступили на старые грабли. Вновь приуроченный к Международному Дню театра и весенним школьным каникулам, фестиваль чуть не пал жертвою гриппа. Из-за объявленного в школах города карантина каникулы были перенесены, и, в результате, «сказочная» театральная неделя совпала с трудовыми школьными буднями. Билеты на фестивальные спектакли лежали в театральной кассе мертвым грузом. А ведь было на что посмотреть!

Второй фестиваль собрал в Сарове не только старых друзей — театры Заречного (Пензенской области), Саранска, Кинешмы, Дзержинска (Нижегородской области), хорошо известные в городе, но и новых участников. Свои заявки подали Губкинский театр для детей и молодежи, драматиче0ский театр «Большое гнездо» из Дмитрова, Московский драматический театр художественной публицистики. Пришлось подключать все связи, оккупировать социальные сети и идти уговаривать учителей дать детям «тайм-аут» на посещение театра.

И все-таки первый фестивальный спектакль прошел при почти пустом зале. «Сказка о рыбаке и рыбке» Губкинского театра, поставленная в стиле «хорового сказа», предполагала интерактив. «Помутилося синее море! Как помутилось?» — вопрошали актеры со сцены, предлагая маленьким зрителям изобразить неспокойное море. Но малыши, наученные строгими учителями «сидеть в театре тихо!», реагировали вяло. Зато участники фестиваля, сидящие в зале, оценили и прекрасные костюмы, и интеллигентную простоту постановки, и необычный образ старухи — не сварливой карги с дурным характером, а слабой женщины, которой внезапная халява временно «снесла крышу».

Зато спектаклю «Кот и людоед» (а, соответственно, и Кинешемскому театру юного зрителя им. Л. В. Раскатова), повезло больше. Небольшой зал Художественной галереи, временно заменяющей Саровскому театру малую сцену, был полон, и актеры Кинешемского ТЮЗа, любящие прямой контакт со зрителем, смогли разгуляться. Наверное, если судить этот театр «по гамбургскому счету», можно высказать немало претензий по поводу инсценировки, сценографии, костюмов и т. д. Вот только стоит ли? Есть в нашей провинции театры — маленькие, небогатые, где каждый сотрудник «и швец, и жнец, и на кнопку нажимец», — которые несут своему зрителю столько добра и света, что несовершенства их постановок становятся совсем неважными. И хорошо, что жюри оценивало Кинешемский театр именно с этих позиций.

Кстати, о жюри. При прочих изменениях в организации фестиваля, состав судей было решено оставить прежним. Как и в 2011 году, в Саров приехали театральный критик, преподаватель Российской академии театрального искусства Александр Смольяков (ставший в этот раз председателем жюри) и профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской театральной академии, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Бурятии Евгения Кириллова. На месте жюри было «доукомплектовано» главным художником Саровского театра, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Шириным и директором департамента культуры и искусства, заслуженным работником культуры РФ Еленой Рогожниковой. И если к спектаклю «Кот и людоед» Кинешемского театра эти довольно суровые судьи отнеслись с большой теплотой, то «Алым парусам» Дзержинского театра драмы, завершившим первый фестивальный день, не поздоровилось. Досталось и режиссеру, и сценографу, и световику, но основная претензия была к выбранной инсценировке. Увы, но нежную, романтичную историю любви Грея и Ассоль затмила «социалка». Множество второстепенных героев, арии жителей Каперны — «людей трудной судьбы» — все это свело на нет собственно сказку. Очень жаль, ведь «Алые паруса» — один из немногих сюжетов, способных вернуть нынешних чересчур рано взрослеющих подростков в волшебный мир чудес.

А уже на следующий день на помощь фестивалю пришел лучший провинциальный двигатель торговли — сарафанное радио. Ни реклама на TV и в печати, ни развешанные на всех углах афиши не убеждают зрителя лучше, чем отзыв соседки «мы вчера были, дают хорошее». На спектакле Дмитровского драмтеатра уже яблоку было негде упасть. Прекрасная сказка Тамары Габбе «Волшебные кольца Альманзора» в руках молодого режиссера Дмитровского театра Дмитрия Юмашева стала более современной (что поддержано в первую очередь музыкой и пластикой), при этом утратив, к сожалению, часть своего очарования. Не зря на обсуждении Александр Смольяков вспомнил фразу из книги Толкиена: «В мире есть много волшебных колец, но ни одним из них нельзя пользоваться безнаказанно». Подкачала и сценография. Красивые, очень яркие костюмы, отсылающие зрителя к комедии дель арте, диссонировали с невыразительным сценографическим оформлением. Да и к режиссерскому решению у жюри возникло много вопросов.

Зато спектаклем хозяев — Саровского театра — «Карлсон вернулся!» жюри было очаровано. Александр Смольяков отметил, что в нем замечательно показана игровая природа происходящего. Книга Астрид Линдгрен уже вырывает нас из бытовой логики, допуская существование такого фантастического существа, как Карлсон, и Александр Ряписов, режиссер спектакля, продолжает авторскую мысль, доводя сказочную структуру спектакля до абсурда — выводя на сцену Глюк, виртуальную крысу.

Видимо, поэтому спектаклю «Карлсон вернулся!» и достался один из главных призов — «За лучшую режиссуру». Ведь название «Что за прелесть эти сказки» было дано Фестивалю не просто так. Сегодня даже Театры юного зрителя, не говоря уже о прочих драматических театрах, все реже и реже ставят для детей сказки. Настоящие сказки, с волшебством и дивными превращениями, способные захватить маленького зрителя, заставить его поверить в чудеса и полюбить театр всем сердцем. И целью фестиваля было не только внести разнообразие в театральную жизнь города и дать возможность зрителям увидеть постановки самых разных режиссеров, жанров и уровней, но и открыть для ребят мир красоты и фантазии, которая так расцвечивает нашу обыденную жизнь.

Думаю, жюри непросто было судить, и, в дальнейшем, сравнивать настолько разные по уровню и стилистике спектакли. Вот Московский драматический театр художественной публицистики со «Сказками Пушкина»: минимальная простейшая сценография, довольно банальные костюмы — честная иллюстрация текста (хотя, нельзя не отметить, что к тексту Пушкина москвичи отнеслись очень бережно). И в тот же день «Злой Тэнгу» Мордовского государственного национального драматического театра из Саранска — костюмный, сценографически интересный спектакль, захватывающий зрителя в первую очередь визуально. Но для каждого театра у членов жюри нашлись и слова похвалы и критические замечания.

В фестивале «Что за прелесть эти сказки» могут принимать участие не только драматические, но и кукольные спектакли. В этом году их было два: «Ай, да братец Кролик!» Саровского театра кукол «Кузнечик» и притча «Бык, осел и звезда» Театра юного зрителя из Заречного. Оба спектакля пришлись жюри по вкусу — традиционный «Братец кролик» вернул в детство, наивный и трогательный спектакль зареченцев произвел впечатление деликатным обращением с материалом. Жаль, что художественная галерея оказалась малопригодной для кукольной постановки: зрители, «оторванные» широким проходом от сцены, то и дело теряли связь с актерами и куклами зареченского спектакля. А ведь здесь так важна близость, когда «глаза в глаза» и сказка близко, лишь руку протяни…

Второй спектакль Зареченского ТЮЗа был заключительным в фестивальной программе. Музыкальная сказка по пьесе Михаила Бартенева «…Считаю до пяти», любимой многими детскими театрами, может быть, оказалась слабовата по части костюмов и хореографии, зато порадовала удачными актерскими работами. Это члены жюри не могли не отметить на торжественном закрытии фестиваля.

Итоги были подведены и участники фестиваля получили заслуженные награды.

Лучшим кукольным спектаклем был назван «Ай, да Братец Кролик!» театра кукол «Кузнечик» (г. Саров). Призы за лучшую режиссуру получили главреж Саровского драматического театра Александр Ряписов (спектакль «Карлсон вернулся!») и режиссер Театра юного зрителя г. Заречный Михаил Гаврилов (Спектакль «Бык, Осел и Звезда», номинация «Лучшая режиссура кукольного спектакля»).

В номинации «Лучшая сценография» победил спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» Губкинского театра для детей и молодежи (художник Ирина Дорошенко).

Жюри решило не присуждать приза за лучшую женскую роль, зато претендентов на лучшую мужскую было столько, что наградили в результате троих: Сергея Закаржецкого за роль Карлсона в спектакле «Карлсон вернулся!» Юрия Юнушкина за роль Быка в спектакле «Бык, Осел и Звезда» и Андрея Кипайкина за роль Тэнгу в спектакле «Злой Тэнгу».

Зато сразу две женщины стали лауреатами в номинации «Лучшая роль второго плана». Один диплом был вручен актрисе Зареченского ТЮЗа Елене Терешонковой за роль Сороки в спектакле «…Считаю до пяти». Другой — артистке Саровского драматического театра Инессе Шевцовой за роль Глюка в спектакле «Карлсон вернулся!».

Жюри решило учредить несколько спецпризов. Диплома за «Лучшее воплощение волшебной сказки» удостоился спектакль «Злой Тэнгу» (режиссер Лилия Шахова). «За убедительный контакт со зрительным залом и «разрушение четвертой стены» был награжден Кинешемский театр юного зрителя имени народного артиста СССР Л. В. Раскатова. Специальный диплом «Надежда фестиваля» получила Олеся Климчук, актриса Дмитровского драматического театра «Большое гнездо» за роль Принцессы Апрелии в спектакле «Волшебные кольца Альманзора».

Остальные театры-участники фестиваля, а также драматурги были отмечены дипломами фестиваля.

Завершился вечер выступлением гостей — Чемодан-дуэт «КВАМ» из Санкт-Петербурга привез для всех участников и зрителей фестиваля подарок: развлекательно-познавательную программу «Легко ли быть артистом». Все дети, которым посчастливилось попасть на закрытие фестиваля, визжали от восторга и пробирались поближе к сцене, мечтая хотя бы минутку самим побыть артистами, а взрослые на час позабыли, что они взрослые, и смеялись так, как можно смеяться только в детстве.

А потом все оставшиеся до закрытия участники, уставшие организаторы и члены жюри, спустившиеся «с небес», обнимались, делились контактами, фотографировались напоследок и говорили, говорили, говорили о том, какое важное дело все они сделали. И верили в это, и были абсолютно правы. Фестивалю быть. Возможно, в следующий раз для него будет выбрано другое время и немного изменен формат. Может быть, Саров не увидит кого-то из привычных гостей, но обязательно познакомится с новыми театрами. Обязательно кто-то будет расстроен, кто-то удивлен, а кто-то доволен и счастлив. И каждый театр уедет домой с новыми силами и желанием творить, а зрители унесут с собой настоящее сказочное настроение.


P.S. Организаторы фестиваля «Что за прелесть эти сказки» благодарят за помощь администрацию г. Сарова в лице В. Д. Димитрова, департамент культуры и искусства и его директора Е. Г. Рогожникову и спонсора фестиваля ЗАО фирму «Система» и генерального директора компании И. А. Капустина.

Ольга Логинова

ж. «Страстной бульвар, 10», 2013 г., № 1-161